Часто задаваемые вопросы

Как часто нужно менять струны?
Это зависит от многих параметров – от времени их активной эксплуатации, индивидуальной манеры игры, состояния медиатора, состояния ладов, колков, формы прорезей в порожках (см. ниже), кислотности пота исполнителя и т.д. Солисты меняют комплект не реже раза в месяц, оркестранты через 3-6 месяцев. Лучше менять комплект целиком после нескольких месяцев интенсивной игры, особенно, если это струны с обмоткой. Даже если обмотка не пробита, стальной керн (основа струны) все равно получил достаточные усталостные нагрузки и вытянулся, витки забиты грязью и сплюснуты напротив ладов, т.е. тембр уже не тот. Культура обращения со струнами – это элемент общей культуры музыканта.
Какие признаки говорят о том, что струны пора поменять?
  • Ухудшение стройности, т.е. фальшь, вызванная разными причинами - усталостью керна, износом поверхности струн от постоянного контакта с пальцами музыканта, загрязнением межвитковых зазоров у струн с обмоткой.
  • Дряблый глухой звук, как признак растяжения обмотки и ее отход от керна.
  • Быстрое затухание флажолетов.
  • Медленная реакция струны на поворот колка.
Какой формы должны быть прорези в верхнем порожке; гитарные лютьеры советуют делать полукруглые, а народные - клиновидные. Кто прав?
Дмитрий Бабиченко основатель фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®
Какой формы должны быть прорези в верхнем порожке; гитарные лютьеры советуют делать полукруглые, а народные - клиновидные. Кто прав?

Правы - гитарные. В клиновидных прорезях струна испытывает повышенное трение, и чем больше/круче угол ее захода на колок, тем оно сильнее. В зоне контакта с порожком в струне возникают лишние напряжения, меняется ее форма и струна начинает выходить из строя раньше времени в прямом и переносном смысле слова. Из-за дополнительных напряжений в зоне порожка струна не только всегда будет хуже строить, но и звучать будет более зажато (проверено с помощью звукозаписывающей аппаратуры у нас на фирме). В особо запущенных случаях заклинивание на порожке может привести даже к обрыву недостроенной в строй струны, что особенно касается наиболее мягких/чувствительных синтетических струн и струн с обмоткой. К сведению российских "МАСТЕРОВ" - на Западе продают специальные наборы порожковых надфилей (nut files) под разные диаметры струн. При желании и наличии карты VISA их можно заказать по интернету.

См. также статью "Как я подгонял прорези под струны в порожке".

В чем особенность струн Титанил?
Титанил - тип/разновидность нейлоновой лески, применяемой для трех первых струн классической гитары и струн МИ балалайки прима. Материал прозрачный, с сиреневатым оттенком, обладает той же плотностью что и нейлон 1,04 г/мм3, по яркости звучания превосходит бюджетный нейлон, но не дотягивает до карбона. Более дешев по сравнению с последним. Комплекты гитарных струн с титаниловыми "голосами" появились в России в 2009-2010 г.г.
Ваша фирма применяет для струн домры малой и балалайки прима немецкую сталь. Скажите, чем плоха русская сталь, которую использует большинство российских производителей?
Главная проблема с "русской сталью" производства Ленинградского завода была и, видимо, навеки останется в нестабильном качестве. И виноват в этом как завод, который ее прокатывает на устаревшем оборудовании, так и поставщик стальной заготовки СЕВЕРСТАЛЬ из Череповца, который, видимо, более качественный металл продает на экспорт, а для России оставляет некондицию. Процент содержания углерода - важнейший из химических параметров высокоуглеродистых сталей, определяющий их прочность и пластичность - "гуляет" в ленинградской стали в чересчур больших пределах от 0,7 до 1,2%, вместо 0,9-1,0%, и при покупке струн, изготовленных из этой проволоки, музыкант не может быть уверен, что звуковые качества струн будут стабильными. Немецкая же сталь гораздо лучше выдержана по химическому составу, поэтому у музыканта есть 99% гарантия, что понравившиеся ему звуковые характеристики струн будут постоянны. Наша фирма производит струны с применением российской стали, проводя жесткую селекцию. В голом виде она пока еще используется в струнах для малой домры DM30, предназначенных для начинающих.
Почему ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ отказался от использования традиционной технологии "витых" народных струн с применением шелка под обмоткой?
Действительно, мы принципиально отказались от технологии изготовления "витых" струн с использованием круглого керна и шелка под обмоткой, которая существовала еще в конце XIX века при Андрееве и лишь по недоразумению дожила до наших дней. Дело в том, что шелк не только делает звучание струн более матовым/глуховатым, но и, неравномерно скатываясь под намоткой, может сделать струны менее цилиндричными (т.е. имеющими большой разброс в диаметре на разных участках), что ухудшает их стройность по ладам. Изготавливать струны на круглом керне без шелка опасно – обмотка в любой момент рискует отойти от керна, сделав звучание струн совершенно негодным. Что же касается профильного керна (его форма бывает различной, в том числе шестигранной), то он, позволяя отказаться от шелка, делает звучание "витых" струн более ярким, тембрально близким к «голым» струнам.
Отмечу, что ничего нового мы здесь не придумали, а лишь внесли в технологию русских народных струн достижения «струнной мысли» развитых стран, поскольку струны на профильном керне начали изготавливать в США и Европе еще в 70-х годах прошлого века. Как показало время, наши струны без шелка «пришлись по вкусу» многим музыкантам-народникам.
Чем отличается звучание струн с обмоткой из фосфорной бронзы, латуни и меди?
Как латунь, так и бронза - медные сплавы: первая с цинком, вторая с оловом, возможно поэтому латунь часто называют бронзой, и разобраться в этой путанице сложно, да и не нужно. Фосфорная бронза широко применяется для производства пружин с антикоррозионными свойствами. Для струн это свойство очень важно, поскольку пот от пальцев способен разъедать металл обмотки. По сравнению с латунью, этот сплав лучше сопротивляется износу в местах соприкосновения с ладами и, обладая большей упругостью, несколько увеличивает длительность их звучания/педаль. Медь - более мягкий материал, ее применение оправдано лишь для басовых струн с толстой обмоткой или струн на синтетическом керне. При прочих равных, т.е. одинаковой конструкции и других физических параметрах, струны с медной обмоткой будут звучать более глубоко и чуть матово, латунь и фосфорная бронза – ярче и примерно одинаково, но бронза будет давать более длинную педаль, дольше прослужит и будет меньше пачкать пальцы.
На каких струнах играл Андреев?
На каких струнах играл Андреев?
Василий Васильевич Андреев вел свою кипучую деятельность по возрождению и развитию балалайки с 1883 по 1918 г.г. В это время для инструмента существовали стальные и кишечные (жильные) струны, и каждый музыкант мог ставить любые и в любом сочетании. В ущерб национальной гордости замечу, что, судя по данным каталога 1912 года известной немецкой фирмы "Zimmermann" ("Циммерман"), все качественные струны в то время имели импортное происхождение.
Вполне можно допустить, что для 1-й струны ЛЯ Андреев начинал с кишечных струн, а позднее, как и сегодняшние музыканты, стал использовать стальную диаметром 0,30 мм, которая в то время использовалась для 1-й струны РЕ популярной 7-струнной гитары. Современных "разносолов"  в виде размеров 0,28 мм и 0,29 мм тогда еще не видывали.
Что касается двух нижних унисонных струн МИ, то здесь Василий Васильевич и его последователи могли использовать только кишечные струны, поскольку нейлона еще не было, а сталь на этой ноте звучит не вполне музыкально. Плотность "кишки" нам известна - 1,33 г/мм3, и на основании формулы можно вычислить, что диаметр этих струн варьировался в пределах от 0,90 мм (среднее натяжение) до 1,00 мм (сильное натяжение).
Почему витые струны теряют тембр быстрее струн без обмотки?
Дело в том, что, во-первых, обмотка струн изготавливается из относительно мягких пластичных материалов и неизбежно заминается в местах соприкосновения с ладами (благодаря чему защищает сами лады от износа), что уплотняет витки в этих зонах и мешает струне совершать правильные колебания. Во-вторых, обмотка загрязняется при попадании пота от пальцев в межвитковые зазоры струны, постепенно делая звучание струн более глухим. В-третьих, со временем, вследствие колебаний, происходит постепенный отход обмотки от основы, и достаточно даже микроскопических величин, чтобы струна начала терять тембр. Однако, несмотря на все недостатки, отказаться от обмотки нельзя, поскольку звук "витой" струны более богат обертонами и воспринимается на слух как более красивый, гармоничный.
Почему струны, рассчитанные на определённую мензуру нельзя ставить на инструмент с другой мензурой?
Смотря, какова разница. В пределах 3% это не очень критично, но чем больше, тем хуже. Дело в том, что при проектировании струн производитель задает параметры нагрузки керна, ориентируясь на строй инструмента и длину стандартной мензуры. Если реальная мензура инструмента окажется значительно длиннее, керны струн будут испытывать повышенную нагрузку, понизится запас их прочности, вырастет риск обрыва, а звук станет зажатым, т.к. уменьшится чувствительность струн. Если же мензура будет заметно короче стандарта, то натяжение струн станет более слабым и их керны недополучат нагрузки, звучание станет более тихим и возрастет детонация - завышение тона при форсированном ударе (т.н. эффект «Вау»). К сожалению, универсальных струн не бывает - это, можно сказать, «закон физики». Против него существует только один прием – делать специальные струны для различных типов мензур. Так и поступают в отношении разномензурных гитар, смычковых альтов, ученических скрипок и виолончелей. Однако рассчитывать на то, что производители будут выпускать разнообразные типы струн для разных мензур относительно редких народных инструментов не приходится из-за низкой рентабельности такого производства.
Хочу заказать лютьеру инструмент с увеличенной мензурой, чтобы усилить звук. В каких пределах это можно делать?
Выбор мензуры - очень серьезный вопрос для любого струнного инструмента, и то, что в среде народников к нему зачастую относятся легкомысленно, только демонстрирует дремучую некомпетентность в области инструментоведения как музыкантов, так и лютьеров (простите, оговорился - себя они скромно именуют МАСТЕРАМИ). Изменение мензуры - самый крайний метод исправления звука, и вот почему. Как известно, продольное натяжение струн и сила их давления на деку, определяется их массой. Если мы увеличим мензуру, то увеличим и массу рабочей части струн за счет длины. Это приведет к усилению натяжения и заставит инструмент звучать громче. Однако слушатель этого, скорее всего, не заметит, так как ухо способно различать разницу в громкости при ее изменении не менее чем на 25-30%, для чего потребовалось бы увеличить стандартную мензуру на 10-12%, т.е. на два лада! При такой разнице для уменьшения риска деформации инструмента, уже требуется усиление всей конструкции инструмента. Очевидно, что за такую задачу возьмется далеко не каждый лютьер, а тот, что возьмется, будет сильно рисковать своей репутацией. Есть в увеличении мензуры и другие минусы: усиление конструкции приведет к уменьшению чувствительности/отзывчивости инструмента; для прижима сильнее натянутых струн потребуются дополнительные усилия, повышающие усталость и снижающие пальцевую технику; снизится срок жизни стандартных струн (если они вообще выдержат повышение нагрузки); такой инструмент будет впоследствии трудно продать. Поэтому лучше не увеличивать стандартную мензуру более чем на 3-5%, особенно у инструментов, имеющих стальные верхние струны, домры малой (стандарт - 389 мм) и балалайки прима (стандарт - 436 мм), а лучше вообще от этого воздержаться.
На каких струнах народники будут играть через 10 лет?
Надеюсь, что на русских:)), поскольку есть серьезные опасения, что при сохранении ставки на сырьевую экономическую политику в нашей стране, через 10-20 лет вымрут все оставшиеся отечественные производители товаров, в том числе и струн, и надежды на другой сценарий с каждым годом все меньше. Если же прогресс в струнном деле будет поступательным, т.е. без эксцессов, то и через 10 лет большинство "народников" все еще будет играть на струнах имеющих конструкции, существующие сегодня. Какая-то небольшая, наименее инертная часть музыкантов перейдет на синтетику типа Syntal®, особенно на басовых инструментах. Возможно, что стальные струны с обмоткой получат покрытия из Тефлона или твердосплавных материалов. Наверняка появится новая леска или композитная гладкая струна для балалайки прима, которая превзойдет по яркости звука столь популярный сегодня карбон. Расширится гамма производимых струн по силе натяжения, возможно появятся струны для неполных детских инструментов 3/4 1/2 и т.д. (разумеется, если подобные инструменты сами будут востребованы).
А чтобы это случилось, музыканты должны помогать струнникам в работе над новыми технологиями. Добро пожаловать к нам на фирму, господа музыканты!
Когда в продаже появятся струны Syntal для русских народных инструментов?
Работа над синтетическими струнами Syntal® для русских народных инструментов идет уже шестой год. За это время создано и протестировано несколько десятков видов синталических струн для разных инструментов. Над одними струнами работа продвигается быстрее, над другими - медленнее, а над некоторыми даже не начиналась. Повезло альтовой домре - несколько активных молодых музыкантов из Санкт-Петербурга и Калуги, а в последние время наконец и из Москвы, ищущие новые выразительные возможностей своих инструментов, очень сильно помогают нам в работе - регулярно приезжают, тратя личное время и средства, что не могло не сказаться на результате. Работа над струнами для домры альт близится к концу, и осенью 2011 г. комплект должен выйти в серию. Образцы звучание этих струн выложены в разделе ЗВУК-ДОМРА.
В январе 2011 года первым из струн Syntal® в серию выпущен комплект для балалайки контрабас, также в 2011-2012 годы будут выпущены комплекты струн Syntal® для балалайки бас и домры бас. В последнее время сдвинулась с мертвой точки работа над струнами для домры малой, но до серийного выпуска пока еще далеко. Что же касается балалаек прима, секунда и альт, то работы, хотя и проводятся, идут вяло из-за недостатка заинтересованных добровольцев-испытателей (если не считать экспериментов по созданию квартовой балалайки альт, о которой идет речь в статье в моей статье "Не думал о секундах и альтах, или вторая реформа балалаек"). Их серийное производство на ближайший год-два не планируется - выпускать в серию "сырые" комплекты слишком рискованно, можно подорвать доверие к новым струнам, чьи огромные перспективы пока очевидны лишь небольшому числу музыкантов, которые на них играют и, конечно, нам - ее создателям.
Говорят, что день рождения В.В.Андреева нужно отмечать не 15 го, а 16 января. Так ли это?
Василий Андреев родился 3 января 1861 г. по старому (юлианскому) календарю или 15 января по новому (григорианскому). Смотрите таблицу отклонений дат в разные века (http://www.everyday.com.ua/timeline/cal-difs.htm)
Какие струны лучше для классической гитары?
Должен огорчить - "лучших струн" не бывает. Если струны не рвутся и строят, все остальное дело уровня музыканта, его вкуса, опыта, инструмента, состояния здоровья и т.п. Будь иначе на свете существовала бы одна струнная фирма и один единственный комплект струн. Однако и струнных фирм в мире хватает, и каждая из них не случайно выпускает множество разновидностей струн. Часто профессиональные музыканты имеют по нескольку инструментов и для каждого могут подбирать разные струны, наиболее полно с ним гармонирующие. Поэтому не обращайте внимания на рекламные уловки и советы "специалистов". Пробуйте, пробуйте и пробуйте, а чтобы тратить на это меньше времени и средств обращайте внимание на техническую информацию, указанную на упаковке, читайте профессиональные статьи (лучше на английском, т.к. большинство статей в русском интернете даны в плохом переводе), и разрабатывайте слух.
Словарь струнных терминов
Что дает струнам серебряное покрытие и почему оно так недолговечно?
Серебряное гальваническое покрытие медной проволоки имеет ряд достоинств: прекрасно смотрится, почти не тускнеет при хранении (в темноте) и не пачкает пальцы, как медные сплавы. Из-за того, что толщина серебряного слоя составляет очень небольшую величину (как правило, 0,002-0,004мм), а также из-за природной мягкости самого металла, от контакта с пальцами он довольно быстро истирается. Изготавливать гитарные струны с обмоткой из монолитного серебра очень дорого, хотя и такое изредка встречается, поэтому компромисс с микро-покрытием устраивает большинство музыкантов и производителей струн. Одна из важнейших функций покрытия – индикация износа струны. Так большой износ покрытия говорит о том, что струна долгое время была в работе, а, следовательно, утратила часть своих игровых и тембральных свойств и ее пора менять по причинам потери цилиндричности, чрезмерной "засаленности" от пота и грязи в межвитковых зонах и большой степенью сплющивания витков обмотки в местах контакта с ладами.Скорость истирания покрытия зависит и от его качества, а именно от плотности расположения молекул серебра на поверхности меди, которая определяется особенностями технологий производства посеребренной проволоки и может довольно сильно отличаться у разных моделей струн. Известны случаи, когда уже после нескольких минут игры на новых струнах, рыхлое серебро оставалось на подушечках пальцев левой руки (чаще наблюдается на китайских и корейских струнах), или даже отваливалось в отдельных местах от поверхности, что, безусловно, для струн недопустимо.
Насчет положительного влияния серебряного слоя на звучание струн могу сказать, что оно сильно преувеличено. Никаких заметных отличий по звучанию "серебряных" струн в сравнении с чисто медными не только не отмечено нами, но и ни в одном из каталогов ведущих мировых производителей струн об этом нет ни единого слова.
Как продлить срок службы нейлоновых струн с серебряной обмоткой, в первую очередь 4-й струны?
По сравнению голыми (монолитными) струнами, живучесть струн с обмоткой, так называемых "витых", в 3-10 раз меньше, особенно 4-й струны РЕ, имеющей наиболее тонкую обмотку. Способов в разы увеличить срок службы витых струн не существует, если не считать использования струн, имеющих обмотку из более износостойких сплавов (латунь, бронза), струн с синтетическим покрытием, а также синталических струн, имеющих более толстую обмотку при более тонком общем диаметре. Если речь идет не о пробое обмотки в местах соприкосновения струны с ладами, а о потере струной тембра, то существуют стандартные рекомендации:
  • не играть на гитаре грязными руками;
  • после игры протирать струны от жира пальцев спиртосодержащими жидкостями;
  • не завышать настройку струн;
  • не бить по ним что есть силы (что также будет положительно воспринято всеми домочадцами :))
Правда ли, что нейлоновые струны обрабатывают лазером?
Не совсем так - лазер не обрабатывает струну, а применяется для ускорения измерения диаметра трех первых струн из так называемого "монофиламента" (т.е. монолитной лески), которые не будут подвергаться шлифовке/калибровке для улучшения характеристик их стройности. Леска пролетает через лазерный измеритель с высокой скоростью, который успевает сделать замеры ее калибра несколько сотен раз на метре длины. Одна известная американская фирма с гордостью писала в своем каталоге, что на этой установке также отбраковываются струны с плохой цилиндричностью, порогом которой фирма считает величину отклонения диаметров струн более 0,002 дюйма. Несмотря на три знака после запятой, эта цифра не так уж мизерна (0,05 мм) и такие отклонения вполне ощутимы хорошим музыкантом. Для сравнения, цилиндричность проволоки из стали на одном метре длины примерно в 50 раз точнее - 0,001мм. И хотя сталь намного плотнее лески из карбона, а тем более нейлона, даже с учетом разницы в плотности, синтетическая леска, отобранная на лазерной установке, в несколько раз проигрывает стальной проволоке в цилиндричности. Но без лазерного измерителя дело обстояло бы еще хуже.
Можно ли устанавливать стальные струны на классическую гитару?
Несмотря на то, что общепринято так не поступать, я придерживаюсь другой точки зрения, хотя и с оговорками. Поставим вопрос так - чем вызваны опасения за состояние гитары под стальными струнами? Ответ очевиден - сильным натяжением (и отчасти более быстрым стираем ладов под верхними стальными струнами). Действительно, некоторые стальные струны могут оторвать струнодержатель классической гитары, и чем сильнее их натяжение, тем скорее. Но разве все стальные струны имеют одинаковое натяжение, или все синтетические - нейлон/карбон? Обратимся к фактам: суммарное натяжение комплектов синтетических струн находится в пределах 32-50кг, а стальных 40-100кг. То есть в диапазоне от 40 до 50 кг легкие стальные и тяжелые нейлоновые струны пересекается. Если инструмент может выдержать сверхтяжелые нейлоновые струны, то и со сверхлегкой сталью проблем также не будет, хотя звучание станет другим за счет изменения свойств используемых материалов.
Также замечу, что в продаже сегодня можно найти гитарные струны на стальном тросике, которые анонсируются производителями именно как струны для классической гитары. Конечно, у тросика несколько другие свойства, чем у монолитной стали, однако это все та же почти не тянущаяся сталь (1% удлинения до разрыва), а отнюдь не пластичная синтетика нейлон/карбон (20-25% удлинения до разрыва).
Поэтому мнение о невозможности установки стальных струн на классическую гитару разделить не могу, и считаю, что будет правильней говорить об ограничении использования на классической гитаре любых типов струн, имеющих суммарное натяжение свыше 50 кг. Что касается более нежных мастеровых инструментов, то этот порог желательно снизить до 45 кг.
Что Вы можете сказать о применении струн на стальном тросике для классической гитары?
Несмотря на то, что струны на стальном тросике уже несколько десятилетий с успехом применяются для смычковых инструментов, их применение для гитары началось сравнительно недавно. В России они впервые появились примерно в 2000 году и до сих пор гитаристы к ним относятся с настороженностью. Производители представляют их как струны для классической гитары из-за их относительной мягкости, однако установленные на инструмент они сразу поражают тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков. Это свойство стальной основы, несмотря на многожильность, никуда не девается. Пока даже в Москве и Питере эти струны встречаются редко - они все же слишком необычны, и достаточно дороги (что также не способствует росту их популярности). И хотя несколько раз я встречал эти струны на классических гитарах у бардов, для академических гитаристов их применение – чересчур смелый ход. Пожалуй это еще смелее, чем ставить карбон. Хотя, как знать – на струны тоже бывает мода, а она, как известно, капризна.
Мне должны привезти из Германии мастеровую гитару с увеличенной мензурой 664 мм, но знакомый мастер утверждает, что натяжение струн значительно вырастет и играть станет неудобно. Так ли это?
В последние годы многие западные гитарные лютьеры(мастера) тяготеют к увеличению мензур инструментов. Например, у современных испанских лютьеров мензуры гитар могут достигать 674 мм, причем традиционный размер мензуры 650 мм, являющийся сегодня фабричным стандартом, для них является нижним пределом.
Чтобы вычислить насколько вырастет натяжение струн при изменении мензуры с 650 до 674 мм разделим большее значение на меньшее и возведем полученное число в квадрат. В нашем случае рост натяжения составит (674/650)2=1,075 раза или +7,5%, что равносильно изменению натяжения при подъеме строя на ¼ тона, и, конечно, даже близко не является критичным. Что касается Вашего инструмента с мензурой 664мм, то здесь прирост натяжения и вовсе составит едва заметную величину в 4,4% и будет равносилен подъему строя 650мм гитары чуть более 1/8 тона. Так что привет «мастеру».
И кто только придумал в России название этой профессии?! Во всем мире людей делающих и ремонтирующих струнные инструменты называют со Средних веков либо "лютник" (luthier англ. lutherie фр.), т.е. человек, делающий лютни, либо "изготовитель гитар" (guitar maker, guitar builder), что вполне логично. Мастер - это не профессия, а звание, которое еще нужно заслужить многолетним высоким качеством работы и уровнем знаний. У нас же любой дилетант, отремонтировавший, а тем более сделавший один инструмент, уже "гитарный мастер"! 
Я хотел бы поменять строй на гитаре, но боюсь порвать струны, что можете посоветовать?
Как Вы понимаете, с понижением строя никаких проблем с жизнестойкостью струн не будет, а вот с повышением их не избежать. Если Вы все же затеяли это дело, то примите во внимание следующее: в идеале под любой строй и мензуру необходимо рассчитывать и изготавливать специальные струны и классическая гитара здесь не исключение. Давать рекомендации по возможному подъему строя, не зная ни его, ни мензуры инструмента, сложно, хотя, для нормальной мензуры 650мм повышение в пределах тона для самих струн не очень критично. Хуже другое - с каждым полутоном натяжение любой струны возрастает на 12%, в связи с чем, есть риск со временем деформировать сам инструмент, особенно нежный мастеровой. Суммарное натяжение выпускаемых производителями типов струн классической гитары может колебаться в диапазоне 32-50кг., и для нанесения меньшего ущерба инструменту струны легкого/нормального натяжения поднимать по строю менее рискованно, чем сверхсильного. Также необходимо учесть, что самое большое натяжение испытывает первая струна комплекта, и ее перетяжка наименее желательна.
В случае, если Ваш инструмент маломензурный, можно безопасно поднимать натяжение всего комплекта на количество полутонов, которое соответствует разнице в как бы недостающих ладах по сравнению с инструментом, имеющим мензуру 650мм.
Можно ли ставить струны от 7-ми струнной гитары на 6-ти струнную, выбросив одну из струн?
Можно, если комплект струн предназначен для "американского"/бразильского строя E-B-G-D-A-E-B. В этом случае просто не нужно ставить 7-ю струну, рассчитанную на настройку в СИ. Если же струны сделаны под "русский строй" соль-мажор D-B-G-D-B-G-D, то так поступать нежелательно, главным образом потому, что на настроенных не в свой тон струнах играть будет не очень комфортно - будут ощущаться провалы в громкости и жесткости соседних струн, так как разница в настройке на 1 тон меняет силу продольного натяжения струны на 26%. При длительной выдержке с перетяжкой, гриф или сам инструмент, особенно нежный дорогой, может через какое-то время деформироваться. Хорошая гитара спроектирована под определенное сопротивление давлению струн, и нарушать баланс сил рискованно.
 
Для сравнения выкладываю частоты настройки разных гитар:


6-струнная гитара "Американская"/"Бразильская"
7-струнная гитара
"Русская" 7-струнная гитара
  1. ми - 329,6 Гц
  2. си - 246,9 Гц
  3. соль - 196 Гц
  4. ре - 146,8 Гц
  5. ля - 110 Гц
  6. ми - 82,4 Гц
  1. ми - 329,6 Гц
  2. си - 246,9 Гц
  3. соль - 196 Гц
  4. ре - 146,8 Гц
  5. ля - 110 Гц
  6. ми - 82,4 Гц
  7. си - 61,7 Гц
  1. ре - 293,7 Гц
  2. си - 246,9 Гц
  3. соль - 196 Гц
  4. ре - 146,8 Гц
  5. си - 123,5 Гц
  6. соль - 98 Гц
  7. ре - 73,4 Гц

Почему струны для скрипки, как правило, в несколько раз дороже струн для гитары, ведь их всего четыре и они намного тоньше и короче?
Действительно, количество материала для производства скрипичных струн требуется в несколько раз меньше, но гитарные струны более просты по конструкции, почти всегда имеют один слой обмотки и, как правило, не шлифуются. Строение струн для скрипки намного сложнее: здесь используется несколько видов проволоки, иногда комбинации из разных материалов, зачастую, как круглого профиля, так и плоского(лента), струны часто имеют несколько слоев обмотки, а также требуют обязательной шлифовки. Другими словами, несмотря на то, что материала для производства скрипичных струн идет намного меньше, дороже сам материал, а также велики затраты времени на их изготовление, что и определяет стоимость.
С какой целью некоторые фирмы делают первую скрипичную струну "ми" с обмоткой?
Из-за большей гибкости любая "витая" струна отзывчивей и тембрально богаче, чем монолитная. Однако часть массы витой струны, приходящаяся на обмотку, отнимает массу и запас прочности у основы. Чтобы минимально рисковать прочностью, обмотку витой струны "ми" приходится делать очень тонкой, отчего она довольно быстро изнашивается и рвется, после чего струну можно только выбросить. Монолитная сталь в этом смысле более практична, причем многие скрипачи считают разницу в тембре между этими типами струн мизерной, скорее относящуюся к различиям во вкусах.
Несмотря на недостатки витых струн, я уверен, что со временем, когда наука и промышленность представят производителям струн более прочные материалы, чем современные, все первые скрипичные струны также станут выпускаться с обмоткой, толщину которой можно будет несколько увеличить, а значит сделать более износостойкой. В равной мере это относится к любым другим струнным инструментам, на которых в настоящее время применяются "голые" струны.
Чем отличаются струны на металле от струн на жилке или синтетике?
Ответ на этот вопрос Вы найдете в материале "Выбор струн смычковых инструментов", размещенной в разделе СТАТЬИ.
После игры на скрипке на пальцах левой руки остается черный налет, а на грифе инструмента - белый. С чем это связано и можно ли этого избежать?
Описанные "симптомы" относятся к струнам с обмоткой из алюминия или сплавов на его основе. Сегодня производители борются с этими явлениями путем применения более прочных, износостойких сплавов алюминий-магний (например сплавы АМГ-3 и АМГ-5, последний из которых все шире используется в автомобилестроении, производстве яхт и т.п.), хотя и не достигли в этом деле полного успеха. Почернение пальцев связано со свойствами металла, который вступает в реакцию с потом пальцев. Что касается белого налета, то он образуется от изнашивания обмотки при контакте с грифом инструмента. Это не ухудшает звук и даже в какой-то степени может считаться защитным покрытием черного дерева. Чтобы избежать этих явлений, можно Вам посоветовать использовать струны с внешней обмоткой из нержавеющей стали, но есть риск, что их звучание Вам может не подойти - тембральные свойства алюминия превзойти сложно, к тому же износостойкая нержавеющая сталь, почти не вырабатываясь сама, более интенсивно вырабатывает гриф инструмента (в редких случаях, взывает аллергию кожи).
Какова сила продольного натяжения струн у современных скрипок и сила давления струн на подставку?
Суммарная сила натяжения струн современных скрипок "целой" мензуры 4/4 (мензура по струне 325-330мм) находится в диапазоне 22-28кг, а сила давления комплекта струн на подставку 8-11кг, в зависимости от силы продольного натяжения струн, высоты самой подставки и наклона грифа инструмента.
Раньше фирма ГМ выпускала струны для виолончели "Conservator 4/4", но потом они исчезли. Планирует ли фирма делать струны для виолончели в дальнейшем?
К сожалению, нет. Производить виолончельные струны без дорогостоящего автоматического оборудования практически невозможно. Все наши попытки идти этому наперекор приводили к слишком большим издержкам и, как следствие, к слишком высокой цене комплекта для конечного покупателя. По этой причине фирме пришлось снять комплект Conservator 4/4, выпускавшийся с 1996 по 1999г.г., с производства и отложить вопрос со струнами для виолончели на неопределенное будущее.
Какие струны лучше для акустической гитары?
Должен огорчить - "лучших струн" не бывает. Если струны не рвутся и строят, все остальное дело уровня музыканта, его вкуса, опыта, инструмента, состояния здоровья и т.п. Будь иначе на свете существовала бы одна струнная фирма и один единственный комплект струн. Однако и струнных фирм в мире хватает, и каждая из них не случайно выпускает множество разновидностей струн. Часто профессиональные музыканты имеют по нескольку инструментов и для каждого могут подбирать разные струны, наиболее полно с ним гармонирующие. Поэтому не обращайте внимания на рекламные уловки и советы "специалистов". Пробуйте, пробуйте и пробуйте, а чтобы тратить на это меньше времени и средств обращайте внимание на техническую информацию, указанную на упаковке, читайте профессиональные статьи (лучше на английском, т.к. большинство статей в русском интернете даны в плохом переводе), и разрабатывайте слух.
Словарь струнных терминов
С какой целью косточка в порожке гитары имеет наклон и спилы для удлинения отдельных струн?
Дело в том, что каждая из струн комплекта обладает разной жесткостью. Чем толще стальная "голая" струна или керн (сердечник) витой струны, тем она жестче и тем больше требуется увеличение ее длины за счет формы порожка для правильного строя по ладам. Простого наклона порожка недостаточно, так как жесткость струн прирастает не на одинаковую величину. Так, по сравнению со 2-й голой струной, 3-я витая струна более гибкая (ее керн имеет меньший диаметр, чем диаметр 2-й струны), поэтому она не требует удлинения. Если же использовать 3-ю струну без обмотки, то, по сравнению со второй, ее нужно удлинять. По этой причине не может существовать одинаковых по форме порожков для разнотипных струн, в зависимости от их конструктивных отличий необходимо корректировать форму порожка для получения максимальной стройности струн по ладам.
Должен заметить, что для получения идеального строя на ладовом инструменте со стальными струнами, те же манипуляции с длинами струн желательно проводить и на верхнем порожке, а еще лучше иметь изогнутые в разной степени лады у самой гитары. Но и это еще не все - компенсация по длинам струн должна учитывать и некоторое завышение тона, происходящего в момент прижима струн к грифу, т.е. учитывать помимо жесткости каждой из струн еще и их высоту над каждым ладом ... ;))
При каких условиях на стальных струнах возникает ржавчина, и как избежать ее появления?
Ржавчина на стали без покрытия, которая дает наиболее яркий звук, появляется при атмосферной влажности воздуха более 80%, и чем выше температура, тем быстрее. В таких условиях, если струны еще не установлены на инструмент, их лучше держать в плотно закрытой упаковке или обернутыми в пористую бумагу. Для предохранения струн на инструменте можно посоветовать протирать их после игры пленкообразующими средствами (например, силиконовой смазкой или специальным средством для струн, продающимся в музыкальных магазинах). Но лучше избегать игры при подобных атмосферных условиях, поскольку повышенная влажность наносит большой вред самому инструменту. Именно поэтому не рекомендуется зимой сразу вынимать инструмент из футляра в теплом помещении, когда на холодной поверхности мгновенно возникает конденсат. Профессионалы часто пользуются гигрометром (прибором для определения влажности), который кладется в футляр с инструментом. Очень полезная вещь!
Для чего в комплекте струн для акустической гитары на стальной основе некоторые производители делают 3-ю струну без обмотки?
Основная причина - желание производителя снизить себестоимости комплекта на 15-20% за счет экономии времени и материала обмотки. Что касается тембральных характеристик, то здесь отказ от обмотки не оправдан, поскольку монолитная сталь довольно толстого сечения обладает пониженной гибкостью, в следствие чего ее звучание я бы назвал менее музыкальным, простоватым, несмотря на то, что в нем больше "звона" об лады. Конечно жизнестойкость голой струны раз в десять больше, но если бы музыканты исходили исключительно из соображений долговечности, то уже давно заставили бы производителей отказаться от обмотки на всех струнах комплекта для снижения его стоимости в разы. Вместо этого наблюдается обратный процесс - применение обмотки на струнах, которые ранее изготавливались в "голом виде" (например для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, классической гитары).
Что касается нашей фирмы, то мы принципиально делаем 3-ю струну акустических гитар с обмоткой, несмотря на то, что она менее долговечна, а сам комплект дороже - нам звуковые качества важнее. Надеемся, что Вам также.
Чем отличается бронзовая обмотка от латунной?
Как латунь, так и бронза - сплавы меди: первая с цинком, вторая с оловом, возможно поэтому латунь часто называют бронзой (особенно американцы), и разобраться в этой путанице сложно, да в общем и не нужно. Что касается фосфорной бронзы, то она помимо струн широко применяется для производства пружин с антикоррозионными свойствами. Для струн это свойство также важно, поскольку пот от пальцев способен разъедать металл обмотки. По сравнению с латунью, этот сплав лучше сопротивляется износу в местах соприкосновения с ладами и, обладая большей упругостью, не только придает звучанию струн своеобразный тембр, но и несколько увеличивает длительность их звучания.
Я хотел бы поменять строй на гитаре, но боюсь порвать струны, что можете посоветовать?
Я хотел бы поменять строй на гитаре, но боюсь порвать струны, что можете посоветовать?
Как Вы понимаете, с понижением строя никаких проблем с жизнестойкостью струн не будет, а вот с повышением их не избежать. Если Вы затеяли это неблагодарное дело, то примите во внимание некоторые моменты.
В идеале под любой строй и мензуру необходимо рассчитывать и изготавливать специальные струны и классическая гитара здесь не исключение. Давать рекомендации по возможному подъему строя, не зная ни его, ни мензуры инструмента, сложно, хотя, для нормальной мензуры 650мм повышение в пределах тона для самих струн не очень критично. Хуже другое - с каждым полутоном продольное натяжение струны возрастает на 12%, в связи с чем, есть риск со временем деформировать сам инструмент, особенно нежный "мастеровой". Суммарное натяжение комплектов струн акустической гитары может колебаться в диапазоне 40-100кг., и для нанесения меньшего ущерба инструменту струны легкого/нормального натяжения поднимать по строю менее рискованно, чем сверхсильного.
В отношении изменения строя так называемых стальных "голых" струн (струн без обмотки) можно использовать приведенную ниже таблицу. В ней показано изменение силы натяжения и запаса прочности струн с диаметрами от .009 до .015 дюйма для стандартной мензуры гитары 650мм. Подбирая соседние струны, советую либо придерживать равенства их натяжения (хотя бы приблизительно), либо устанавливать немного более сильное натяжение для более высокой по строю струны.
Желаю удачи в экспериментах.
Примечание к диаграмме
Точка пересечения линий натяжения и запаса прочности соответствует 50% разрывной нагрузки струны, т.е. обозначает порог однократного запаса прочности, превосходить который более чем на 15% нежелательно. Двукратный запас прочности (достигаемый при 33% от разрывного усилия струны) - это другой порог, ниже которого струна начинает быстро терять свои звуковые характеристики.
Годятся ли струны серий "ЛА" и "Бронзовый век" для установки на гитары типа "вестерн"?
Да, разумеется. Несмотря на то, что басовые струны серии "ЛА" и "Бронзовый век" имеют немного более низкое натяжение и тонкие керны, чем большинство американских аналогов, широко представленных в России, это не означает, что их нельзя использовать на гитарах типа "вестерн" (особенно комплекты №11). Пониженное натяжение басовых струн не только более комфортно для пальцевой техники в правой руке, но и позволяет получить больше гармоник в звуке за счет низких частот, что обогащает звучание инструмента. На моем 100% вестерне Martin D-18 ценой в 3000$ строят струны "Бронзовый век" №11, которые вполне подходят как для пальцевой техники, так и для игры медиатором (если на ней не играть так называемым "жестким чесом"). Что касается тех гитаристов, которые любят более тяжелые, жесткие басы, то для них мы выпускаем серию струн "J / Джей", отличающуюся более толстыми кернами в"американском" стиле.
Скажите, почему струн фирмы ГМ® нет во многих музыкальных магазинах Москвы?
Действительно уже многие годы существует нелепая ситуация - струны московской струнной фирмы в Москве порой найти сложней, чем во многих других городах, например в Санкт-Петербурге. В магазинах наших партнеров, представленных на сайте в разделе ГДЕ КУПИТЬ, они бывают регулярно, но это дай Бог 10-15% московского рынка. Остальные же музыкальные магазины столицы откровенно брезгуют русскими струнами, несмотря на то, что качество их не только не уступает большинству импортных, но часто и превосходит. Подобная политика отечественной торговли не только постыдна по отношению к отечественному же производителю, но и демонстрирует полное неуважение к покупателю, отдающего свое предпочтение нашей марке. Однажды менеджер магазина "Музыкальный мир" (он же "YAMAHA", он же "Слами") мне честно признался, что струны ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® у них спрашивают регулярно, но они видите ли "из принципа" не будут покупать отечественный товар. Попробовал бы нечто подобное сказать про американские струны менеджер музыкального магазина в США - в ту же секунду вылетел бы с работы. Ну так то американцы...
Почему фирма ГМ® редко участвует в выставке МУЗЫКА-МОСКВА в Сокольниках, и будет ли участвовать в 2011 году?
Да, действительно ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® редко учувствует в выставках, так как выставляться на достойном уровне дорогое удовольствие, лучше побольше средств вложить в новые технологии. Последний раз мы выставлялись в Сокольниках в 2007 году, когда получили диплом за разработку уникальных струн Syntal® для классической гитары. Теперь планируем  участие в выставке в МУЗЫКА-МОСКВА на следующий, юбилейный для нас 2012 год. За пять лет наработано много интересного по новым гитарным и народным струнам.
На упаковке некоторых струн есть надпись "компьютерный контроль намотки". Что она означает?
Компьютерный нитеукладчик - узел автоматического струновитного станка, обеспечивающий равномерную укладку витков обмотки по керну/сердечнику струны. Точность укладки определяет качество "стройности" струны и влияет на длительность ее звучания ("сустейн"). Необходимо отметить, что сам по себе нитеукладчик, даже если он позволяет обеспечить очень точную раскладку обмотки, не является панацеей. Помимо него требуется калиброванная проволока с точно выдержанным химическим составом и физическими характеристиками, а также точный контроль плавности ее намотки, что далеко не всегда имеет место даже у "раскрученных" струнных фирм, 90% которых выпускают струны на станках с применением нитеукладчиков. Одни про это пишут на упаковке, завлекая покупателей непонятной, а потому заманчивой терминологией, другие нет, а кто-то, как наша фирма и, например, фирма DR из Нью-Йорка и без нитеукладчиков получает отличные результаты, работая вручную.
Жаль, что нельзя играть на упаковке ...
Скажите, что подразумевает надпись "HAND MADE" в отношении струн?
Эта надпись переводится как "ручная работа". Она указывается на разных товарах и сообщает покупателю, что фирма-производитель сознательно ограничивает в своей работе использование автоматических технологий, создавая больше рабочих мест в своих странах. В глазах граждан цивилизованных стран это является важным аргументом для оказания предпочтения такой продукции.
Что же до сути, то среди "ручных" операций при производстве струн могут быть: упаковка, шлифовка, раскладка канители при намотке, которую производит сотрудник цеха, работающий на специальном станке... При изготовлении сложных струн смычковых инструментов, такой, правильней сказать "частично ручной" способ производства, сегодня является преобладающим. Более простые по конструкции гитарные струны (точнее, басовые струны, имеющие обмотку)  очень редко производятся вручную, так как стоят в 2-3 раза дороже, чем сделанные автоматами.
При более производительном/дешевом автоматическом способе производства, качество струн во многом определяется квалификацией наладчиков довольно сложного оборудования, так как неточность работы автомата может приводить к получению брака в больших объемах*. Сегодня этот способ применяют для производства большинства гитарных струн.
Почему в Россию мало привозят гитарные струны из Европы, разве там мало хороших струнных фирм?
В Европе много струнных фирм, среди которых попадаются как средние, так и весьма сильные, качество продукции которых заметно превосходит массовое "среднеамериканское" (подавляющее большинство струн, представленных сегодня в России). Дело в том, что струнные фабрики Европы, по сравнению с американскими, не столь крупны, и от этого, а также из-за разницы в курсах евро-доллар, их продукция обречена быть более дорогой, в связи с чем для массового покупателя в России она пока недоступна, что можно сказать о большинстве европейских товаров.
Что касается граждан европейских стран, то для них разница в цене между относительно дешевыми американскими и более качественными евро-струнами не столь существенна, к тому же эти граждане отличаются патриотизмом на словах (пожалуй, кроме итальянцев), и стараются покупать продукцию собственных производителей, создавая рабочие места у себя в странах. В 2004 году на всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне я был поражен тем, какую толпу создают немецкие музыканты у скромных стендов своих струнных фирм, в то время как необъятные стенды струнных монстров из США стоят совсем пустые... Надеюсь когда-нибудь и в России научатся ценить и поддерживать своих производителей.
Собирается ли фирма ГМ® выпускать струны для классического контрабаса?
К сожалению, в ближайшие несколько лет таких планов у нас нет.
Что делать, если в нашем городе струны ГМ® не продают?
Как известно, любая торговля устроена одинаково и, в общем, довольно примитивно - что спрашивают, тем и торгуют. Поэтому, чем чаще Вы будете спрашивать наши струны в магазинах, тем скорее их начнут продавать. Впрочем, можно и не "ждать от моря погоды", и обратиться лично к нашем дилерам, список которых есть в разделе ОПТ. Некоторые из них высылают струны по почте при заказе от 1 000 руб.