Акустические гитары c металлическими струнами

Эд Призант

Оригинал статьи: http://muscatalog.ru/acoustic/acmetal.htm

Здравствуйте, уважаемые любители гитары вообще, и акустической гитары в частности! Если вас интересует общая информация о самых известных и лучших акустических гитарах в мире, то эта статья для вас.

Итак, наверное все знают, что самые популярные электрогитары серийного производства делаются в Америке. С акустическими гитарами ситуация очень похожая - большинство самых крупных производителей дорогих и высококачественных гитар находятся в США или Канаде. Прожив в США энное количество лет и отыграв на многих инструментах, цена которых колебалась от $500 до $3000, я составил определенное мнение о них, которым и спешу поделиться с вами.

Речь в этой статье пойдет в основном о гитарах, называемых "вестернами" - узкий гриф, большая коробка, Х-образное крепление пружин, металлические струны. Рождению этого вида гитар мы обязаны компании C.F.Martin, которая и на сегодняшний день является одной из самых крупных и качественных производителей акустических гитар. Вообще, Martin в "акустике" сделал такую же, если не большую, революцию, как Fender в "электрике".

Немного истории:
Господин Мартин - гражданин США, немец по происхождению - начал производить гитары еще более 150-ти лет назад и делал это так хорошо, что стал известен по всей Америке. Именно ему, а вернее его компании, принадлежит изобретение Х-образного крепления пружин. Так же в конце двадцатых годов его компания придумала новую форму деки, и назвала ее dreadnought. На сегодняшний день больше половины акустических гитар имеет именно такую форму деки: увеличенная коробка, широкая талия и толщина самой коробки, увеличивающаяся от грифа вниз.

Самая известная в мире гитара имеет такую форму, производится фирмой Martin и номер ее модели - D-28. Эту гитару можно смело назвать прототипом всех дешевых "вестернов". Конечно, мало кто может себе позволить такой инструмент - ее "уличная цена" колеблется от $1500 до $2000. Martin же производит как более дешевые инструменты (от $600), так и более дорогие (до $5000). Вся продукция компании отличается очень высоким качеством - цельное дерево, никакого ламинирования, начиная с моделей с номерами от 16. Модели с номерами ниже обычно имеют ламинированные боковые стенки, но все равно прекрасного качества. Красное дерево, роузвуд и ель используют для изготовления дек, красное дерево - для грифов, черное дерево - для грифной накладки и струнодержателя.

Инструменты этой компании, как правило, отличаются мощностью звука и соответствующей мощностью цены. Но если вы все-таки решитесь потратить такие деньги - остерегайтесь подделок! Martin выкупил компанию Sigma в Корее и теперь там делают "дешевые" (от $150 до $500) гитары на которых обычно пишется "Sigma by Martin". По качеству они тоже неплохие, но с оригиналом не сравнить.

Главным конкурентом Martin на американском, да и наверное на мировом рынке, является фирма Taylor. Эта компания имеет свою уникальную историю: около 30-ти лет назад молодой человек по имени Боб Тейлор хотел купить себе гитару.

Естественно он хотел Martin, но не мог позволить себе такую роскошь. Тогда он решил сделать себе гитару сам, и, взяв за основу знаменитый dreadnought, изготовил себе подобный инструмент. На сегодняшний день компания Taylor имеет сотни дилеров по всему миру и производит тысячи инструментов в год. Чтобы достаточно ярко описать их славу скажу, что звук их иструмента можно услышать на свежих концертах господина... Розенбаума! И не только услышать, но и увидеть - на обложке его альбома "Возвращение на Арго" в его руках именно Taylor. Фанаты Розенбаума могут заказать себе такой же всего за каких-то $2500.

Taylor не настолько конcервативная фирма, как Martin - они широко используют не только стандартные породы дерева (ель, красное дерево, роузвуд, черное дерево), но и работают с альтернативными породами - клен, коа (гавайское дерево), орех, кедр. В отличии от Martin, Taylor вообще не использует ламинирование, даже в самых своих дешевых - $800-ых моделях - все они из цельного дерева, что выгодно отличает его от Martin. Но славу, приобретенную за пару десятилетий, тяжело сравнить со славой компании, находящейся в бизнесе 150 лет. Поэтому многие музыканты все-таки предпочитают Martin. Правда несколько лет назад, когда я искал себе гитару в пределах $600, я нашел именно Taylor (пользованный, конечно). Но, как известно, гитары с возрастом становятся только лучше. Я вообще не любитель новых, блестящих инструментов - мне гораздо ближе "юзаные", рабочие лошадки, но речь сейчас не об этом.

Taylor так же известен своими моделями типа "джамбо" - c увеличенным размером коробки. Они прекрасно работают с двенадцатью струнами. В результате получается мощнейший инструмент, который в небольшом зале может звучать даже без усиления.

Третья по размеру и известности (но отнюдь не по качеству продукции) компания - это Larrivee. Она тоже имеет свои традиции и историю. Во-первых, это не американская компания, а канадская. А ее основатель и хозяин по сегодняшний день Джин Ларриви - француз по происхождению. Долгое время Джин изучал искусство изготовления струнных музыкальных инструментов у мастеров Германии и Франции. Особое внимание он уделял классическим гитарам. С них все и началось, но в середине семидесятых годов мало кого интересовала классика, и Джин начал делать "вестерны". Конечно, будучи человеком искусства, он не хотел копировать то, что делали все - а именно стандартные dreadnought, и занялся поиском своей формы.

В результате он создал форму, весьма напоминающую форму классической гитары, но большего размера. Кроме того, Х-образные пружины в ней расположены под другим углом. Гитары Джина Ларриви имеют совершенно другие оттенки звука. Если между Taylor и Martin различия в стилях инструментов все-таки не такие большие, то Larrivee - это совсем другая гитара. Larrivee, как и все, гонится за спросом и делает инструменты всех популярных форм и размеров, но их марка - это не пресловутый dreadnought, а именно та форма, о которой я и рассказывал.

Что касается дерева, то Larrivee, как и Taylor, тоже использует только цельное дерево - без ламинирования. Фирма мало экпериментирует с альтернативными породами. Даже клен на его инструментах попадается редко. Но зато Larrivee - ведущая компания по производству "дешевых" инструментов из цельного дерева - их цены начинаются от $500 и за эти деньги можно получить иструмент профессионального уровня. Кроме них я не знаю ни одной компании, которая могла бы похвастаться таким соотношением цены и качества. Для справки уточню, что слава этой фирмы тоже простирается далеко за пределы США и Канады. Такие рок-мастера, как Борис Гребенщиков и Юрий Лоза отдают предпочтение гитарам Джина Ларивии.

На четверое место по популярности я бы поставил компанию Gibson. Честно говоря, лично я не нахожу в их "акустике" ничего особенного - обычные среднего класса гитары. Цены от $600 до $2500 - это, на мой взгляд, дороговато за то, что они делают. Единственная действительно выделяющаяся модель J-200 имеет долгую историю и многих почитателей в Америке.

Но это скорее традиция, чем разумная слава. Gibson в бизнесе около ста лет и за это время перекупался много раз. В зависимости от того, кто владел компанией, качество продукции резко менялось. Например, гитары 50-ых и начала 60-ых годов звучат прекрасно и ценятся коллекционерами, которые платят за них бешенные деньги, а те же модели 70-ых и 80-ых - жуткие доски, которые по звуку иногда даже уступают корейским ламинированным гитарам.

Gibson, в основном, держится на славе прошлых лет и популярности своих электрогитар. Когда-то, в далекие 30-ые, Gibson считался дешевой гитарой и был очень популярен в блюзе, но на сегодняшний день в плане акустических гитар я даже не знаю, что бы такого хорошего о них написать. Однако их покупают. Яркий пример тому - знаменитый Чиж. У него целых два инструмента этой фирмы - один элекрический (блюзовый) а второй - "акустика".

Я бы хотел еще раз повторить, что это мое субъективное мнение; я нисколько не пытаюсь принизить славу Гибсона в электрогитарах, и даже "акустика" в последние годы у них стала получше, но все равно она не соответствует тем деньгам, которые за нее просят.

Вот, собственно, и весь обзор. Самое интересное то, что гитары, о которых я написал, тоже не самые лучшие. Такие фирмы как Collings, Goodall, Louden, Lakewood, Bourgeois и другие делают еще более дорогие и интересные инструменты. А еще есть мастера-одиночки. Но все это люди или компании, производяшие от нескольких штук до нескольких сот инструментов в год, и они не могут конкурировать по известности с Martin, Taylor, Larrivee или Gibson.

На концертных подмостках часто можно увидеть акустическую продукцию компаний Takamine, Epiphone, Washburn, Yamaha и других. Но опять же, это уже совсем другая история - история о том, как создать акустическую гитару, пригодную для сцены.

Надеюсь, в дальнейшем я вам смогу рассказать и об этом.