Общие вопросы

Стандартизация мензур струнных инструментов и метод их вычисления
Как известно, любой человек наделен от природы уникальными физическими данными: ростом, силой, длиной рук и пальцев и т.п., от чего при выборе струн каждому музыканту приходится учитывать их жесткость, силу натяжения и толщину. Не удивительно, что порой процесс подбора струн у профессионалов-солистов, да и просто требовательных музыкантов, длится годами и даже десятилетиями, отнимая немало времени и средств. Но если бы при подборе звука и комфортных ощущений в руках вопрос касался только струн, которых выпускают сотнями и даже тысячами разновидностей - нет же, сюда вклинивается дополнительный аспект - колебания мензур самих инструментов*. И хотя большинство распространенных ныне инструментов насчитывают не одно столетие существования, а в мире, не считая бесчисленных лютьеров-индивидуалов (так называемых "мастеров"), работают сотни фабрик и мастерских по их производству, до сих пор не только не приняты всеобщие стандарты мензур, но даже стандарты в отношении любого из них. Причем у некоторых инструментов разброс в мензурах может исчисляться десятками процентов!
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®
Вычисление частот настройки открытых струн инструментов
Эту статью меня заставили написать приходящие на фирму ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® письма с просьбами изготовить струны для инструментов редких или с нестандартным строем. Приводя данные о мензуре инструмента и нотах настройки его открытых струн, авторы не всегда могут указать к каким октавам принадлежат эти самые ноты. Некоторые используют непонятную буквенно-цифровую систему обозначений из какой-то компьютерной программы, из-за которой один человек как-то на полном серьезе утверждал, что код А4 в отношении 1-й струны его инструмента - это ЛЯ 4-й(!!!) октавы. Это переполнило чашу моего терпения, и я решил, что пора заняться ликбезом и в этой области, чтобы не объяснять элементарные вещи в личных письмах.
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®
Струны, стоячие волны и гармоники
Чтобы вызвать звук необходимо произвести колебания. Чтобы получить музыкальный звук необходимо, чтобы колебания имели постоянную частоту, т.е. стабильную высотность, которой исполнитель мог бы легко управлять. В электроинструментах стабильные и управляемые колебания получают с помощью электроники, у неэлектрических - за счет стоячих волн. Мы будем рассматривать колебания на примере струн, поскольку здесь они более наглядны, чем колебания воздуха в духовых инструментах, и менее сложны по сравнению с колебаниями дощечек и кожи ударных инструментов.
Натянутые струны скрипки, фортепиано и т.д. колеблются столь быстро, что разглядеть что-либо невозможно. Однако, можно провести несколько любопытных экспериментов, позволяющих понять работу струн с помощью нескольких метров гибкого резинового шланга. Садовый поливной шланг для этого недостаточно гибок, лучше всего взять резиновый шланг или длинную бельевую веревку. Привяжите или прижмите один конец шланга, а другой слегка натяните одной рукой (сильно натягивать не нужно, небольшой прогиб не страшен). Теперь другой рукой оттяните шланг в сторону, чтобы образовался выступ, и, отпустив его, вы увидите в замедленном темпе то, что происходит при щипке струны. Можно наблюдать, как выступ пробежит вдоль "струны" и вернется обратно. При возврате он толкнет Вашу руку, но если Вы держите "струну" крепко, произойдет новое отражение.
Джо Вулфи / Joe Wolfe (Австралия) Перевод статьи публикуется с разрешения автора, оригинал размещен по адресу: http://www.phys.unsw.edu.au/jw/strings.html
Англо-русский словарь струнных терминов
Перевод и объяснение терминов, встречающихся на упаковке импортных струн.
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы "Господин музыкант"
Способ улучшения свойств дерева для музыкальных инструментов
Цель этой публикации - еще раз обратить внимание музыкальных лютьеров (мастеров) на возможность и необходимость изменения свойств используемого дерева. Особые звуковые качества дерева для музыкальных инструментов, некоторые лютьеры определяют при простукивании дерева, по таким абстрактным аналогам как: 1) звук, получаемый от простукивания ногтем пальца яичной скорлупы; 2) звук от простукивания картона; 3) внутренняя наполненность звука и впечатлении о месте расположения источника звука (внутри комнаты, у стены, за пределами комнаты).
Багинский В.А. к.т.н., скрипичный мастер и член президиума ассоциации мастеров-художников смычковых инструментов Украины
Прежде чем мы приступим к разбору влияния характеристик струн на качество звучания инструмента, необходимо определить критерии, по которым мы будем оценивать это самое качество. На первый взгляд может показаться, что, в силу субъективизма слуховых ощущений, сделать это невозможно (попробуйте-ка, например, определить критерии вкусовых или цветовых ощущений), но, тем не менее, они существуют. Называя их, для ясности привожу к ним их антонимы.
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы "Господин музыкант"
Как известно струны для музыкальных инструментов производят по всему свету, но мало кто знает, что к разработке технологий в области их производства имело отношение весьма небольшое число наций. Так древние египтяне первыми нашли способ изготавливать кишечные струны (Х-XIIв. до н.э.), китайцы - шелковые (не позднее Vв. до н.э.), индусы - железные и бронзовые (Xв.), итальянцы научились придавать кишечным струнам сверхпрочность (XV-XVIв.в.), французы первыми применили обмотку (1675г.), а шведы придумали непревзойденную по прочности "рояльную" сталь (1835г.).
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®