Народные инструменты

Syntal® - струны будущего
Прогресс в области производства музыкальных струн всегда шел в ногу со временем. Не стал исключением и XX век, оказавшийся весьма щедрым на новые технологии и материалы. Даже в такой консервативной группе музыкальных инструментов как смычковые на смену традиционным кишечным[ пришли струны на стальном тросике и синтетической основе. Что уж говорить о струнах для щипковых инструментов, которые стали изготавливать на профильном керне, стальном тросике, синтетических волокнах, в качестве канители (обмотки струн) начали применять широчайшую гамму сплавов и профилей, поверхность струн научились покрывать тефлоном и сверхтвердыми материалами, были изобретены струны с магнитными свойствами для электроинструментов…
Статья из буклета VIII фестиваля "Созвездие мастеров" (19-22 февраля 2011 г. Москва. Академия им. Гнесиных) о новых струнах для русских народных инструментов, разрабатываемых фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®.
К 100-летию со дня рождения В.В.Андреева
Когда в 1880-х годах я обратился впервые к инструментальному мастеру, очень талантливому, известному особенной выделкой смычков и починкой старинных инструментов[1], с просьбой сделать по моим указаниям из лучших сортов дерева балалайку, то вначале он принял мое предложение за шутку; когда же я уверил его, что говорю совершенно серьезно, он так обиделся, что перестал со мной разговаривать, вышел в другую комнату, оставив меня одного. Я был очень смущен, но, тем не менее, решил настаивать на своем; в конце концов мне удалось убедить его, не словами, а делом [...] Я принес ему простую деревенскую балалайку, стоившую 35 коп., на которой в то время играл сам, сделанную из простой ели, с навязанными ладами, и сыграл ему на ней несколько песен. Моя игра его настолько удивила, что он согласился сделать мне балалайку с тем, чтобы я дал ему слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации. Я долгими часами просиживал у него, следя за работой, делая необходимые указания, касающиеся размеров частей, выбора дерева и т. д., и неоднократно был свидетелем, как, при каждом звонке, он быстро вскакивал и накрывал верстак тут же лежащим наготове платком, чтобы кто-нибудь из его заказчиков или посторонних не увидел лежащей на (верстаке) [...] балалайки [...].
Фрагменты из мемуаров В. Андреева и воспоминаний о нем из сборника документов и материалов, подготовляемого к печати издательством «Советский композитор». Журнал "Советская музыка" №1 1961г.
James H. Flynn Jr.

Всем известны профессиональные требования к балалайке. Помимо акустических, тембровых и эстетических критериев, это еще и чисто практический интерес:

  1. хороший строй,
  2. сравнительно легкий прижим струн в любой точке грифа,
  3. оптимальная высота струн над грифом и в месте извлечения звука (над панцирем), позволяющая качественно исполнять все приемы игры.
Б.М. Стус Профессор Астраханской государственной консерватории, заслуженный работник высшей школы РФ. Журнал "Народник" №4(68) 2010 г.
Почему-то никому не приходится доказывать, что скрипичный альт такой же полноценный инструмент как и скрипка — он является полноправным членом классического квартета, для него пишут концерты и сонаты, а прекрасные музыканты, из которых первым на ум приходит Юрий Башмет, их исполняют. А что, скажите, приходит на ум при упоминании балалайки альт или секунда, чем и кем они прославлены? Вот именно. За 120 лет(!) с момента появления на свет им не удалось продвинуться в своем развитии ни на миллиметр.
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы "Господин музыкант"
Подставка для домры альт:  проблемы и решения  (опыт одного исследования)
Домра альт выделилась из состава русского народного оркестра в качестве сольного инструмента относительно недавно – во второй половине XX века. В связи с этим, на современном этапе, мы можем наблюдать процесс не только формирования самостоятельной исполнительской школы, но и изменения самого инструмента: его акустических качеств и технических возможностей. С этим тесно связано изменение физических параметров различных его составляющих: струн, медиаторов, колковых механизмов, древесины, лаков и т. д. Данное исследование обращает внимание на одну из них – подставку для струн, так же именуемую «кобылкой».
Иван Амолин Солист Калужской областной филармонии
Дорогие друзья, рад предоставленной возможности ответить на вопросы, относящиеся к области, которой профессионально занимаюсь более 20 лет. Вопросы поступали ко мне как через интернет, так и лично от музыкантов и лютьеров (мастеров). Итак, приступим.
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы "Господин музыкант"
Способ идеальной подгонки формы прорезей под струны в верхнем порожке басовых инструментов.
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®
Влияние медиатора на качество звучания домры
Для извлечения звука на струнных инструментах используются три основных "приспособления": пальцы рук, смычки и медиаторы (медиаторообразные приспособления, например, ногти гитариста). На домре основным предметом звукоизвлечения является медиатор, что связано со спецификой инструмента (относительно высокая сила натяжения струн и акустические особенности инструмента). Качество медиатора во многом определяет качество звука инструмента, ведь он является посредником между пальцами и струнами. Некачественный медиатор (неправильная толщина ребра, сточившаяся фаска и т.д.) - одна из главных причин открытого, скрипучего звука, имеющего неблагозвучные призвуки.
Е. Волчков
«Что такое – балалайка?». Уверен, большинство из тех, кому зададут этот вопрос, ответят, что балалайка – это русский народный инструмент. Но далеко не каждый сможет вспомнить, как давно и где он этот инструмент слышал, да и как, собственно, этот инструмент звучит. Более того, обязательно найдутся люди, которые балалайку не слышали никогда. Та же ситуация с домрой и гуслями (в меньшей степени – с баяном). В редком случае человек, произносящий слово «домра», не перепутает ее с домброй…
Тому есть множество причин, и об этом уже много сказано и написано, поэтому я не задаюсь целью на страницах этой работы эти причины подвергать глубокому анализу и исследованию. Но я хотел бы обозначить ту первопричину, которая, на мой взгляд, являет собой корень множества проблем, мешающих развитию нашего жанра и сделать акцент на некоторые приоритеты, соблюдая которые, мы сможем эти проблемы решить.
Дмитрий Калинин http://dmitrykalinin.com/
Полтора года назад «Народник» опубликовал «Жизнеописание» Н.П.Фомина ("Народник" №2 2004 г.) — факт, который я считаю прорывом в «блокаде» автобиографических материалов композитора, имевшей место до сих пор. Получив задание от редакции журнала "Народник" откомментировать «Жизнеописание», я, как теперь понимаю, наивно полагал сделать это, используя только печатные источники. Вопросов оказалось больше, чем ответов.
Борис Тарасов Журнал "Народник" №2 ©2006
По историческим меркам балалайка довольно молодой инструмент. Несмотря на то, что первое упоминание о ней датируется 1688 годом, на концертную эстраду она вышла лишь в конце XIX века, благодаря В.В.Андрееву. До этого музицирование на балалайке носило чисто бытовой характер и развивалось по законам устной традиции. На формировании строя балалайки это обстоятельство отразилось самым непосредственным образом. Дело в том, что в данных условиях строй не мог быть постоянным и часто зависел от исполняемого наигрыша. Более того, строй и наигрыш были практически неотделимы друг от друга и передавались от музыканта к музыканту, как единое целое.
Денис Павлов Журнал "Народник" №4(52) 2005 г.
Фомин Н.П. Журнал "Народник" №2 2004 г.
Как известно, симпатии Англии к России растут теперь каждый день. Интересно проследить, как зарождались эти симпатии у англичан, так долго относившихся не только холодно, но и враждебно ко всему русскому. В 1910 году (В 1909 г. - примечание Бабиченко Д.Л.) году солист Его Величества В.В.Андреев заключил контракт с предпринимателем и собственником одного из обширнейших театров в Лондоне — "Coliseum". Он предполагал познакомить англичан с его Великорусским оркестром балалаечников и пригласил меня для этой поездки в качестве секретаря.
Мансфельд Юлий Августович Из сборника А.В.Тихонова "В.В.Андреев в зеркале русской прессы"
Приходилось ли вам задумываться о том, какова роль струн в жизни струнного инструмента? Не погрешу против истины, если скажу, что какого бы уровня ни был инструмент, его звучание существенно зависит от качества и правильного подбора струн. Струны являются первоисточником гармонических колебаний, благодаря которым и звучит музыкальный инструмент, являющийся по сути лишь усилителем и фильтром колебаний, которые выдают струны. Инструмент может подчеркнуть или ослабить те или иные зоны спектра звука, придав ему большую красоту и выразительность, но если их нет в струне, то и усиливать инструменту нечего. Даже самый лучший инструмент с глухими и фальшивыми струнами будет сразу признан негодным. В равной мере это относится к щипковой группе, в которую входят семейства домр и балалаек.
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®
История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, народный музыкальный инструментарий должного внимания к себе не привлек. В области русского народного инструментоведения до сих пор не издано ни одной обобщающей работы, а число опубликованных записей народной инструментальной музыки предельно мало.
Гребенников В.В. Мастер-реставратор РАМ им. Гнесиных, Ген. директор "Союза мастеров"
В.В.Андреев родился 3 (15) января 1861 года в г. Бежецке Тверской губернии. Проводя детские года в небольшом родовом имении в Вышневолоцком уезде, он рано познакомился с народной песней, глубоко ее прочувствовал и полюбил. Там же он научился у сельского виртуоза крепостного крестьянина Антипа Васильева играть на балалайке. Вот что рассказывал В.В.Андреев, вспоминая об этом: «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на ...балалайке! Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков». Здесь необходимо добавить, что к этому времени Андрееву было 22 года. Он уже путешествовал по Европе и видел в Испании - гитару, в Италии – мандолину. К концу ХIХ века это были весьма совершенные инструменты.
Гребенников В.В. Мастер-реставратор РАМ им. Гнесиных, Ген. директор "Союза мастеров"