Смычковые инструменты

Едва ли можно встретить человека, который не имел бы представления о скрипке, не слыхал игры на ней. Скрипка — один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение в симфоническом оркестре, в различного рода камерных ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту. Скрипка в музыке—«как в человеческом бытии хлеб насущный», — писал о ней чешский музыкант Ян Якуб Рыба.
Раабен Л. Отрывок из книги "Скрипка" 1963г. об истории возникновения инструмента и его современной конструкции.
Наука и Страдивари
Как известно, скрипки Страдивари считаются самыми престижными инструментами в мире, но вот вопрос - существует ли секрет, который делает звук этих инструментов столь прекрасным, а также способны ли современные инструменты соперничать с великими Итальянцами?
В самом ли деле утерян секрет, благодаря которому инструменты Страдивари превосходят лучшие из современных? Несмотря на то, что дебаты на эту тему не утихают уже более ста лет не только в среде исполнителей и скрипичных лютьеров, но и ученых, вопрос пока остается открытым. Все выдающиеся исполнители современности безоговорочно отдают пальму первенства не современным скрипкам, а инструментам Страдивари и Гварнери.
Колин Гоух (Colin Gough) За эту статью в 2000 году Акустическое Общество Америки удостоило автора призом "За вклад в науку"
Несмотря на то, что процесс изготовления струн на протяжении столетий шел по пути совершенствования технологии обработки овечьих кишок, с ускорением развития промышленности и в этом весьма консервативном деле наступил час новых технологий. Можно смело утверждать, что ни что в струнном деле не может сравниться по последствиям с тем, что произошло после применения на струне обмотки (вероятнее всего в этом качестве впервые была использована проволока из меди или серебра). Жаль, что мы не знаем точно, ни того когда это произошло (примерно в конце XVIII века), ни даже имени автора идеи, но этому изобретению мы обязаны не только переворотом в технологии изготовления струн, но и созданием нового музыкального инструмента - рояля.
Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®
Многовековый сложный процесс развития европейских смычковых инструментов имеет определенную внутреннюю закономерность. Академик Б.В.Асафьев определяет этот процесс как “очеловечивание инструментализма”, приведшее в результате длительного развития в эпоху позднего Ренессанса к созданию выразительных, “поющих” струнных инструментов. “Но процесс очеловечивания инструментализма нельзя понимать грубо, как подражание человеческому голосу; не подражание, не имитация, а поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу, — вот в чем сущность указанного процесса”.
Витачек Е.Ф. Отрывок из книги "Очерки по истории изготовления смычковых инструментов"
На севере Италии, на берегах реки По, есть город Кремона, который прославился на весь мир своими лютьерами смычковых музыкальных инструментов. Первым делать эти инструменты начал в 1530 г. Андреа Амати (умер ок.1578), который был одним из создателей скрипки классического типа. Его дело продолжали сыновья Антонио (1550–1640) и Джироламо (ок.1550–1638), а внук Николо Амати (1596–1684), сын Джироламо, учил этому искусству Андреа Гварнери (ок.1626–1698) и Антонио Страдивари (1644–1737). Выдающимися лютьерами были Джироламо Амати (ок.1649–ок.1740), сын Николо, и Джузеппе Гварнери (ок.1687–ок.1745). Но самым знаменитым уже несколько столетий считается Страдивари, или, как его чаще называли, Страдивариус.
Раков Э.Г. О современных исследованиях химического состава лаков великих итальянских скрипок.
Скрипка, или, как писали в то время, "скрыпка", продавалась в Петербурге различная: «На Невском проспекте, подле дома Строганова, в д. № 301 продаются скрыпки ценою от 2 р. до 5 рублей и от 15 р. до 25 рублей и дороже»; «В Меншиковом доме, который ныне принадлежит Демуту и находится в задней Конюшенной улице под № 221, у итальянского певца Тестори продаются лучших мастеров: как-то, Страдивариуса, Амати, Штейнера, скрыпки, альто, виоли и виолончели».
Столпянский П.Н. Глава из книги "Музыка и музицирование старинном Петербурге" 1926г. Издательство "Academia"
Если правда, что струнные инструменты произошли от охотничьего лука, то производство струн можно считать одним из древнейших ремесел на Земле.
В Европе в Средние века в ходу были как шелковые струны, пришедшие из Азии (их и сейчас продолжают использовать в Китае и Японии), так и сделанные из крученных кишок животных, также пришедшие с Востока и известные уже древним Грекам. Существует документ XIV-го века, в котором описан процесс производства кишечных струн. Овечьи внутренности погружались в воду или щелочь не менее чем на полдня для удаления остатков мяса. В течение следующих двух дней их держали в сильном щелочном растворе или красном вине.
Walter Kolneder Глава из книги "The Amadeus Book of the Violin" (печатается с сокращениями).
Медицинские аспекты гения Паганини
“Билеты продавал необыкновенно бледный человек” — “трупная бледность”. “Но вот он сверкнул орлиным дьявольским взглядом...”. “Никколо над нами посмеивался как дьявол”. Все эти высказывания относятся к к личности гениального скрипача и композитора ХVIII-ХIХ веков Николо Паганини. Газеты называли его "гением", независимо от того "ангел он или демон". Его жизнь была овеяна легендами и вымыслом, полуправдой и домыслами. Способность Паганини доводить слушателей до экстаза, необычная внешность, “необычные приемы игры на скрипке подчас диаметрально противоречащие принятым в его время классическим образцам” (Т.В.Бедфорд, 2000г.), заставляли одних восхищаться Никколо, других проклинать его.
Жанна Сичко Сборник "Вопросы инструментоведения" №4, г. Санкт-Петербург 2000г.