Вычисление частот настройки открытых струн инструментов

Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®

Эту статью меня заставили написать приходящие на фирму ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® письма с просьбами изготовить струны для редких инструментов или с нестандартным строем. Приводя данные о мензуре инструмента и нотах настройки его открытых струн, авторы не всегда могут указать, к каким октавам принадлежат эти самые ноты. Некоторые используют непонятную буквенно-цифровую систему обозначений из какой-то компьютерной программы, из-за которой один человек как-то на полном серьезе утверждал, что код А4 в отношении 1-й струны его инструмента - это ЛЯ 4-й(!!!) октавы[*]. Это переполнило чашу моего терпения, и я решил, что пора заняться ликбезом и в этой области, чтобы не объяснять элементарные вещи в личных письмах.

В соответствии с законами физики частоты колебаний соседних ступеней хроматической гаммы отличаются на 5,946...% или в  =1,05946... раз. Путем деления любой известной нам частоты ноты на этот коэффициент мы получаем частоту соседнего полутона вниз, а путем умножения - вверх. Для примера вычислим частоту ноты ЛЯ# 1-й октавы, зная частоту соседней камертонной ноты ЛЯ 1-й октавы (440 Гц):

440 * 1,05946...= 466,16376... Гц

Каждый, кто имеет под рукой калькулятор или знаком с программой Exсel сможет легко продолжить получение частот нот равномерно темперированной хроматической гаммы самостоятельно. При расчете в программе Exсel для большей точности результатов необходимо подставлять в строку не округленный коэффициент 1,05946, а саму формулу СТЕПЕНЬ(2;1/12). Например a# 1-й октавы:
=440*СТЕПЕНЬ(2;1/12)

Для ленивых выкладываю готовые частоты, округленные до одного знака после запятой от контроктавы до второй октавы.

Нота Частота (Гц) Октава
h 987,8 2-я октава
b 932,3
a 880
g# 830,6
g 784
f# 740
f 698,5
e 659,3
d# 622,3
d 587,3
c# 554,4
c 523,3
h 493,9 1-я октава
b 466,2
a 440
g# 415,3
g 392
f# 370
f 349,2
e 329,6
d# 311,1
d 293,7
c# 277,2
c 261,6
h 246,9 малая октава
b 233,1
a 220
g# 207,7
g 196
f# 185
f 174,6
e 164,8
d# 155,6
d 146,8
c# 138,6
c 130,8
h 123,5 большая октава
b 116,5
a 110
g# 103,8
g 98
f# 92,5
f 87,3
e 82,4
d# 77,8
d 73,4
c# 69,3
c 65,4
h 61,7 контроктава
b 58,3
a 55
g# 51,9
g 49
f# 46,2
f 43,7
e 41,2

Как видно из таблицы, любая частота через октаву удваивается благодаря той самой двойке, корень 12 степени из которой мы извлекали. Ну а для самых ленивых выкладываю готовые частоты настройки открытых струн различных инструментов:


Скрипка, мандолина, 4-струнная домра Альт Виолончель Контрабас  
1) ми - 659,3 Гц 1) ля - 440 Гц 1) ля - 220 Гц 1) соль - 98 Гц  
2) ля - 440 Гц 2) ре - 293,7 Гц 2) ре - 146,8 Гц 2) ре - 73,4 Гц  
3) ре - 293,7 Гц 3) соль - 196 Гц 3) соль - 98 Гц 3) ля - 55 Гц  
4) соль - 196 Гц 4) до - 130 Гц 4) до - 65 Гц 4) ми - 41,2 Гц  
         
Гитара 6 -струнная "Русская" 7 -струнная гитара / СОЛЬ мажор "Русская" 7 -струнная гитара / СОЛЬ минор (редкая цыганская настройка) "Американская" 7 -струнная гитара Басгитара
1) ми - 329,6 Гц 1) ре - 293,7 Гц 1) ре - 293,7 Гц 1) ми - 329,6 Гц 1) соль - 98 Гц
2) си - 246,9 Гц 2) си - 246,9 Гц 2) си бемоль - 233 Гц 2) си - 246,9 Гц 2) ре - 73,4 Гц
3) соль - 196 Гц 3) соль - 196 Гц 3) соль - 196 Гц 3) соль - 196 Гц 3) ля - 55 Гц
4) ре - 146,8 Гц 4) ре - 146,8 Гц 4) ре - 146,8 Гц 4) ре - 146,8 Гц 4) ми - 41,2 Гц
5) ля - 110 Гц 5) си - 123,5 Гц 5) си бемоль - 116,5 Гц 5) ля - 110 Гц  
6) ми - 82,4 Гц 6) соль - 98 Гц 6) соль - 98 Гц 6) ми - 82,4 Гц  
  7) ре - 73,4 Гц 7) ре - 73,4 Гц 7) си - 61,7 Гц  
         
Балалайка прима Балалайка секунда Балалайка альт Балалайка бас Балалайка контрабас
1) ля - 440 Гц 1) ре - 293,7 Гц 1) ля - 220 Гц 1) ре - 146,8 Гц 1) ре - 73,4 Гц
2-3) ми - 329,6 Гц 2-3) ля - 220 Гц 2-3) ми - 164,8 Гц 2) ля - 110 Гц 2) ля - 55 Гц
      3) ми - 82,4 Гц 3) ми - 42,1 Гц
         
Домра малая Домра альт Домра бас Домра контрабас  
1) ре - 587,3 Гц 1) ре - 293,7 Гц 1) ре - 146,8 Гц 1) ре - 73,4 Гц  
2) ля - 440 Гц 2) ля - 220 Гц 2) ля - 110 Гц 2) ля - 55 Гц  
3) ми - 329,6 Гц 3) ми - 164,8 Гц 3) ми - 82,4 Гц 3) ми - 42,1 Гц  
 

[*] Не считая отдельных разновидностей гуслей, самую высокую настройку на сегодня имеют первые струны скрипки, мандолины, 4-струнной домры, настроенные на ноту МИ 2-й октавы (659,3 Гц).

Копирование статьи разрешается при условии размещения ссылки на сайт фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® www.GMstrings.ru, указания ФИО автора и без внесения каких-либо изменений в текст.

© 2007-2008