Как я подгонял прорези под струны в порожке

Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®

На долговечность струн, их стройность и даже качество звучания инструмента оказывает значительное влияние форма прорезей в верхнем порожке (и подставке, если речь идет про народные инструменты). Избыточное трение в прорезях может приводить к заклиниванию струн. Особенно чувствительны к этому синтетические витые струны. Изготовители инструментов не всегда внимательны к таким деталям – встречаются пропилы совершенно разной формы, в том числе и клиновидной. Обратив внимание на прорези и доработав их (самостоятельно или с помощью мастера) до идеально круглой формы по диаметру равной или большей, чем диаметр струны (см. картинку), Вы удивитесь результату.

Более подробная информация на эту тему приведена в статье ниже.

1_porojek.jpgНесмотря на то, что на дворе XXI век, еще очень многие российские музыканты и лютьеры (именно так в развитых странах мира называют изготовителей музыкальных инструментов) до сих пор не понимают, какое влияние оказывает на живучесть струн, их стройность и даже качество звучания инструмента форма прорезей под них в верхнем порожке. Особенно это относится к так называемым "народникам" и обслуживающим их "народным мастерам". Признаюсь, что и сам долгое время ошибочно полагал, что неправильной формы прорези под струны в верхнем порожке (либо недостаточно ровные, либо - что гораздо хуже - клиновидные) лишь быстрее портят струны и ухудшают их стройность, но оказалось, что избыточное трение в прорезях влияет и на качество звучания инструмента, причем не только на открытых струнах. Рассказываю подробно, как я это выяснил.

С 2005 года к нам на фирму регулярно приезжают домристы из питерской консерватории, которые настолько полюбили новые экспериментальные струны Syntal®, что ради возможности получить несколько новых комплектов тратят время и деньги на билеты до Москвы. Мы искренне рады таким контактам, поскольку заинтересованы в добровольцах-испытателях новых технологий. Этих молодых людей четверо, у каждого свой инструмент: квинтовая домра прима, квартовая 3-струнная домра альт, квинтовая 4-струнная домра-альт и квинтовая 4-струнная домра бас. Так получилось, что на зимних каникулах этого 2009 года все они с интервалами в несколько дней приезжали в Москву. Мы снова экспериментировали со струнами и получили новые интересные результаты, которые со временем должны привести к созданию серийных комплектов, но сейчас речь о другом.

В этот раз я решил обратить внимание на прорези в верхних порожках всех четырех инструментов, к чему меня побудила жалоба одного из музыкантов, что одна из струн его комплекта глохнет быстрее других. Пока пробуешь разные варианты струн, все время их снимаешь-ставишь, можно, воспользовавшись моментом, осмотреть и исправить недостатки с прорезями порожка (не "МАСТЕРАМ" же, в самом деле, этим заниматься;)). Поскольку все четыре домры имеют теперь синтетические витые струны, они особенно чувствительны к заклиниванию в прорезях. И хотя сами инструменты сработаны и звучат неплохо, имеют аккуратно сделанные костяные порожки, но вот пропилы везде оказались разной формы и везде плохие, в том числе - клиновидные. На двух альтовых домрах с разрешения владельцев я лишь слегка подправил прорези круглым конусообразным надфилем, решив, что не помешает струнам меньше изнашиваться. Влияние этой операции на улучшение звучания инструмента мы с музыкантами не могли обнаружить, так как после нее сразу ставили новые струны, более интересное звучание которых было гарантировано и без этого. Да и сами закругления прорезей я сделал "на глазок" и закрасил графитом (простым карандашом) для смазки.

2_marked_string.jpg А вот когда последним из этой четверки приехал музыкант с уникальной квинтовой домрой бас, то, предвидя, что и здесь с прорезями будут проблемы, я решил осмотреть порожек еще перед тем, как ставить новые струны. Но, к моему удивлению, на глаз все они имели почти идеальную полукруглую форму. Это заставило меня задуматься над тем, как найти способ убедится на 100%, что струна лежит только в нижней точке прорези и ни в малейшей степени не трется об нее своими боками. Я вспомнил, как скрипичные лютьеры подгоняют ножки подставок под полукруглый свод деки, используя мел или графит, но здесь такой способ подгонки, разумеется, не мог пригодиться. Что же делать? И тут меня осенило! Беру черный фломастер, и плотно со всех сторон закрашиваю участок ослабленной струны шириной в 5-7 миллиметров перед порожком. Когда при натяжении струны закрашенный участок сдвигается на порожек, то оставляет на белой кости стертый со струны черный след, который виден прекрасно.

Сразу стало понятно, что глазомер меня подвел - струна не касалась дна прорези - две черные полоски от фломастера остались только на ее боковых поверхностях. Беру любимый круглый надфиль и слегка, буквально несколько сотых долей миллиметра, подтачиваю черные отметины. Потом снова натягиваю меченую струну, ослабляю, смотрю, слегка подтачиваю и т.д. На пятый раз струна коснулась дна прорези, оставив тонкий след контакта – результат, которого я и добивался. Прошелся надфилем по остальным прорезям, в каждой из которых картина с зонами трения была несколько разной, но идеальной не было нигде. Вся работа заняла минут 15.

Настроили инструмент, музыкант прошелся по струнам, сначала слегка, потом в полсилы, а потом и в полную... Слышу, явно звучит лучше, но молчу, чтобы не влиять на мнение музыканта (особенно прибавили в тембре две средние струны, на которых подклинивание по-видимому было наибольшим). Музыкант говорит - струны стоят больше месяца, а сейчас звучат так, как будто только что новые поставили. А ведь струны-то мы еще не меняли! Не знаю, кто из нас был больше этим удивлен...

3_norman_nutfile.jpg 4_norman_nutfile2.jpgВыводы делаете сами. Замечу только, что указанный способ с применением относительно толстого круглого конусного надфиля годится для струн с диаметрами от 0,7мм. Но читайте дальше.

Уже после того как была опубликована на сайте фирмы эта статья, я обнаружил на гитарных форумах в интернете бурное обсуждение проблем с прорезями под струны в порожках. Как оказалось, в развитых странах эти проблемы давно решены за счет применения специальных надфилей для каждой из струн, толщины которых бывают практически любыми от 0.05 дюйма (0,13 мм). Зубцы у этих надфилей встречаются как крупные, так и мелкие (см.фото ниже), цены примерно от 12$ за штуку в наборе. Некоторые российские гитарные лютьеры заказывают себе их из-за границы через тот же интернет. В общем, кто ищет, тот найдет*.

5_6_nutfiles.jpg6_japan_nutfiles2.jpg

Послесловие

На очередном ежегодном фестивале и конкурсе "народных мастеров" в Академии Гнесиных, состоявшемся в конце февраля 2009 года, я рассказал нескольким "мастерам"/лютьерам эту историю. Удивлялись. Один честно признался - мы всю жизнь треугольным(!) надфилем пропилы на порожке делам... Добавить нечего.


*Летом 2009 года я приобрел через сайт www.ebay.com три набора надфилей системы Нормана из США, которые вы видите на двух верхних фотографиях. Их успешные испытания прошли у нас на фирме при исправлении формы прорезей на порожке домры малой студентки РАМ им. Гнесиных Кристины Федоровой 4 сентября 2009 года.

Один такой комплект из 12 надфилей я подарил лютьеру Валерию Гребенникову, работающему в РАМ им. Гнесиных, чтобы им могли пользоваться не только он сам, но и все члены ассоциации народных "мастеров", которую он возглавляет.