Струны для русских народных инструментов. Вопросы и ответы.

Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы "Господин музыкант"
Дорогие друзья,
рад предоставленной возможности ответить на вопросы, относящиеся к области, которой профессионально занимаюсь более 20 лет. Вопросы поступали ко мне как через интернет, так и лично от музыкантов и лютьеров (мастеров). Итак, приступим.

Как часто нужно менять струны?

Это зависит от многих параметров – от времени их активной эксплуатации, индивидуальной манеры игры, состояния медиатора, состояния ладов, колков, порожков, кислотности пота исполнителя и т.д. Если с инструментом все в порядке, то как правило солисты меняют комплект не реже раза в месяц, оркестранты через 3-6 месяцев. Лучше менять комплект целиком после нескольких месяцев интенсивной игры, особенно, если струны с обмоткой. Даже если обмотка еще не пробита, стальной керн (основа струны) все равно получил достаточные усталостные нагрузки и вытянулся, витки забиты грязью и сплюснуты напротив ладов, т.е. тембр уже не тот. Культура обращения со струнами – это элемент общей культуры музыканта.

Какие признаки говорят о том, что струны пора поменять?

  • Ухудшение стройности, т.е. фальшь, вызванная разными причинами - усталостью керна, износом поверхности струн, загрязнением межвитковых зазоров у струн с обмоткой.
  • Дряблый глухой звук, как признак растяжения обмотки и ее отход от керна.
  • Быстрое затухание флажолетов.
  • Медленная реакция струны на поворот колка.

Почему ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® отказался от использования технологии "витых" народных струн с применением шелка?

Действительно, мы отказались от технологии изготовления "витых" струн с использованием шелка под обмоткой, которая существовала еще в XIX веке при Андрееве и дожила до наших дней из-за отсутствия в советское время нормальной конкуренции в струнном деле и отсталости российской промышленности. Дело в том, что изначально стальные керны были исключительно круглой формы, и для изготовления витых струн без шелка было не обойтись (иначе обмотка могла отделиться от керна, сделав звучание струны совершенно негодным). Являясь неметаллом, шелк неизбежно делает звучание струн глуховатым, матовым, а также, неравномерно скатываясь под намоткой, он способен ухудшить цилиндричность витых струн, что приводит к их плохой стройности по ладам.

Что касается профильного керна (его форма бывает различной, в том числе шестигранной), то, позволяя отказаться от шелка, он не только улучшает стройность "витых" струн, но и делает их звучание более ярким, тембрально более близким к соседним верхним «голым» струнам.

Справедливости ради скажу, что ничего нового наша фирма здесь не придумала, а лишь внесла в технологию производства народных струн достижения мировой «струнной мысли» развитых стран - как известно струны на профильном керне начали изготавливать в США и Европе еще в 70-х годах прошлого века. Время показало, что струны от ГМ® без шелка пришлись по вкусу многим музыкантам-народникам.

Чем отличается звучание струн с обмоткой из фосфорной бронзы, латуни и меди?

Как латунь, так и бронза - сплавы меди: первая с цинком, вторая с оловом, возможно, поэтому латунь часто называют бронзой, и разобраться в этой путанице сложно, да и не нужно. Что касается фосфорной бронзы, то она широко применяется для производства пружин с антикоррозионными свойствами. Для струн это свойство также очень важно, поскольку пот от пальцев способен разъедать металл обмотки. По сравнению с латунью этот сплав лучше сопротивляется износу в местах соприкосновения с ладами и, обладая большей упругостью, несколько увеличивает длительность их звучания/педаль. Медь - очень мягкий материал, его применение оправдано большей частью для басовых струн с толстой обмоткой. Что касается звука, то (при прочих равных, т.е. одинаковой конструкции и всех прочих физических параметрах) струны с медной обмоткой будут звучать более глубоко и чуть матово, латунь и фосфорная бронза – ярче и примерно одинаково, но бронза будет давать более длинную педаль, дольше прослужит и будет меньше пачкать пальцы.

Чем отличается нейлон от карбона?

Для ответа придется обратиться к материаловедению. Нейлоновая леска, используемая для струн «ми» балалайки прима, имеет плотность 1,04 г/мм3, а так называемая карбоновая - 1,77 г/мм3, т.е. выше нейлоновой на 70%. Вот почему карбоновые струны при одинаковом натяжении/массе имеют меньший диаметр и более яркое звучание. Несмотря на заметно более высокую стоимость, их сегодня предпочитают использовать многие солисты-балалаечники.

На каких струнах играл Андреев?

Нет сомнений, что Василий Васильевич Андреев использовал, как и сегодняшние музыканты, стальную струну «ля» диаметром 0,30 мм, которую в конце XIX - начале XX века легко было позаимствовать у популярной тогда в России семиструнной гитары (1-я струна «ре»). Сегодняшних "разносолов" в виде струн с диаметрами 0,28, 0,29 мм в России конца XIX века быть не могло. Что касается струн «ми», то здесь Василий Васильевич мог использовать только кишечные струны, ведь нейлона еще не было, а стальная струна «ми» звучит не вполне музыкально. Узнать, каковы были диаметры этих струн, нам поможет математика. Поскольку известно, что плотность кишки составляет 1,33 г/мм3, легко вычислить, что струны могли иметь диаметры в диапазоне от 0,93 мм (среднее натяжение) до 1,00 мм (сильное натяжение).

Почему витые струны теряют тембр быстрее струн без обмотки?

Дело в том, что, во-первых, обмотка струн делается из относительно мягких пластичных материалов и неизбежно заминается в местах соприкосновения с ладами, что уплотняет витки в этих зонах и мешает струне совершать правильные колебания, но при этом защищает сами лады от износа. Во-вторых, обмотка загрязняется при попадании пота от пальцев в межвитковые зазоры струны, постепенно делая звучание струн более глухим. В-третьих, со временем, вследствие самих колебаний, происходит постепенный отход обмотки от основы, и достаточно даже микроскопических величин, чтобы струна начала терять тембр. Но, несмотря на все недостатки, отказаться от обмотки нельзя, поскольку звук "витой" струны богаче обертонами и воспринимается на слух как более красивый, гармоничный.

Почему струны, рассчитанные на определённую мензуру нельзя ставить на инструмент с другой мензурой?

Смотря, какова разница. В пределах 3% это не очень критично, но чем больше, тем хуже. Дело в том, что при проектировании комплекта производитель задает определенные параметры нагрузки керна, ориентируясь на строй инструмента и длину стандартной мензуры. Если мензура будет значительно больше, то керны будут испытывать повышенную нагрузку, понизится запас их прочности и возрастет риск обрыва, звук струн станет зажатым, уменьшится их чувствительность. Если же мензура будет заметно короче стандарта, то керны недополучат нагрузку, струны станут более слабыми и тихими, возрастет "детонация" - завышение тона при форсированном ударе (эффект «Вау»).

К сожалению, универсальных струн не бывает, и это, можно сказать, «закон физики». Против него существует только один прием – делать специальные струны для различных длин мензур. Так и поступают в отношении разномензурных гитар, альтов, ученических скрипок и виолончелей. Однако рассчитывать на то, что производители будут выпускать разнообразные типы струн для относительно редких народных инструментов не приходится из-за низкой рентабельности такого производства.

Хочу заказать лютьеру (мастеру) инструмент с увеличенной мензурой, чтобы усилить звук. В каких пределах это можно делать?

Выбор мензуры - очень серьезный вопрос для любого струнного инструмента, и то, что в среде народников к нему относятся легкомысленно, только демонстрирует недостаточность знаний в области инструментоведения как музыкантов, так и "мастеров". Изменение мензуры - самый крайний метод исправления звука, и вот почему. Как известно, продольное натяжение струн и сила их давления на деку, определяются их массой. Если мы увеличим мензуру, то увеличим и массу рабочей части струн за счет длины. Это приведет к усилению натяжения и заставит инструмент звучать громче. Однако слушатель это вряд ли заметит, так как ухо способно различать разницу в громкости при ее изменении не менее чем на 25%, для чего стандартную мензуру нужно увеличить на 10-12%, т.е. на два лада! При решении такой задачи для уменьшения риска деформации инструмента потребуется усиление всей его конструкции. Очевидно, что за такую задачу возьмется далеко не каждый лютьер, а кто возьмется будет сильно рисковать своей репутацией. Есть в увеличении мензуры и другие минусы: усиление конструкции вероятней всего приведет к уменьшению чувствительности/отзывчивости инструмента, для прижима сильнее натянутых струн потребуются дополнительные усилия, повышающие усталость и снижающие пальцевую технику, снизится срок жизни стандартных струн (если они вообще выдержат нагрузку), такой инструмент будет впоследствии трудно продать. Поэтому мой совет - не увеличивать мензуру более чем на 3-5%, особенно у инструментов, имеющих стальные верхние струны, домра малая (стандарт – 389 мм) и балалайка прима (стандарт – 436 мм), а лучше вообще от этого воздержаться.

Какая связь между развитием инструмента и технологией изготовления струн? Что идёт впереди?

Бывает по-разному. Струнные технологии не раз становились локомотивом развития инструмента. Например, когда в Италии в XVIII-XIX в.в. научились придавать кишечным струнам сверхпрочность, скрипки и мандолины стали изготавливать с более удобными для музыкантов удлиненными мензурами, лютьеры даже у старых инструментов сделали новые шейки. Или другой пример - изобретение струн на стальной основе в середине XIX века, привели в США к возникновению гитары «вестерн» с перекрестной системой пружин на верхней деке, а в России - цыганской гитары. Вот и наша фирма разрабатывает экспериментальные синтетические струны Syntal для народных инструментов, которые нашли немало восторженных сторонников среди профессиональных музыкантов.

К эволюции инструментов часто прикладывают руку выдающиеся музыканты, заставляя лютьеров создавать новые, или переделывать старые инструменты, чтобы те соответствовали их повышенным техническим требованиям. Таким был Николо Паганини. По его просьбе лютьер усилил звук его скрипки за счет увеличения угла наклона грифа, а еще он был первым скрипачом, ставшим постоянно использовать 4-ю струну «соль» с обмоткой, благословив своим примером новую технологию изготовления струн. А вот вам пример из нашей истории - когда в 50-х годах в СССР музыканты-народники погибали без нормальных струн, они просто заставили разработать на базе струнного цеха мастерских БТ более или менее пристойную технологию их изготовления, за что нужно сказать спасибо народному артисту России домристу Владимиру Андриановичу Яковлеву и начальнику этого цеха Лидии Николаевне Антоновой.

Что касается лютьеров, то без их таланта в XVI-XVII в.в. скрипка могла проиграть конкуренцию виоле, не став в последствии королевой музыки, а без российских лютьеров конца XIX века Иванова, Пасербского, Налимова вряд ли состоялись бы балалайки и домры Андреева.

Поэтому нельзя сказать, что что-то одно «идет впереди», если не сказать, что впереди всегда и во всем идет талант, интеллект,  приправленные энергией, разносторонними знаниями и профессионализмом.

В струнах для гитары и смычковых инструментах идет постоянный прогресс. Появляются новые материалы и технологии, о чем в частности упоминается в статьях, размещенных на вашем сайте www.GMstrings.ru. Работает ли фирма над новыми технологиями в отношении народных струн?

За 70 советских лет, когда струнные технологии в нашей стране практически не развивались, приходится платить сегодня. На низком качестве отечественного сырья и позавчерашних технологиях конкурировать в условиях свободного рынка все труднее. Если струнная фирма не хочет разориться, как, например, прославленный струнный цех мастерских БТ (прекратил работать осенью 2006 г.), который не спасла ни былая слава, ни финансовая поддержка со стороны театра, то ей приходится постоянно работать над улучшением качества продукции и расширением ассортимента. Вот почему ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® закупает высококачественное сырье в Германии, Франции, США и постоянно работает над новыми технологиями, вкладывая львиную долю заработанных средств в развитие. Недавно фирма приступила к созданию народных струн с применением уникального синтетического керна под названием - Syntal®. За разработку нового типа струн в 2007 году ГМ® был удостоен диплома "Лучшая отечественная инновация в области музыкальных и шоу-технологий" крупнейшей в России специализированной музыкальной выставки МУЗЫКА-МОСКВА в номинации «Акустические музыкальные инструменты». На этих синталических струнах уже несколько лет играют: Светлана Смоляр концертмейстер ГАРО им. Андреева (домра альт), Екатерина Ломова (4-х струнная домра альт), Илья Матвеев (4-струнная домра-прима), Вера Махан (3-струнная домра малая). Синтетика позволяет получить как технические преимущества, меньше утомляя руки, так и звуковые - увеличение чувствительности струн, увеличение гармоник в звуке, особенно в верхних позициях, более слитное исполнение тремоло и многое другое. Конечно, как ко всему новому к этим струнам нужно приспособиться, но после этого назад «на металл» никто из тех, кому это удалось, еще не вернулся. Приглашаю всех музыкантов-народников принять участие в работе над новыми струнами. Пишите мне на адрес, указанный на сайте в разделе КОНТАКТЫ.

На каких струнах народники будут играть через 10 лет?

Надеюсь, что на русских, поскольку есть опасения, что при сохранении сырьевой экономической политики в стране, может быть через 10-20 лет вымрут все оставшиеся отечественные производители товаров, и не только струн. Рассчитывать на другой сценарий с каждым годом все труднее. И тогда музыкантам, играющим на русских народных инструментах, придется подбирать струны от гитар, мандолин и т.д. импортного производства.

При благоприятном развитии истории (в которое также необходимо включить и заметное повышение интереса народа к народной музыке), могу предположить, что через 10 лет большинство музыкантов все еще будут играть на струнах, имеющих конструкции, существующие сегодня. Какая-то небольшая и наименее инертная часть музыкантов перейдет на синтетику типа Syntal®. Стальные струны с обмоткой получат покрытия из тефлона или твердосплавных материалов. Наверняка появится новая леска или композитная гладкая струна, которая превзойдет карбон для струн МИ балалайки прима. Расширится гамма производимых струн по силе натяжения…

А чтобы это случилось, музыканты должны помогать струнникам в работе над новыми технологиями. Добро пожаловать к нам на фирму, господин музыкант!

Копирование статьи разрешается при условии размещения ссылки на сайт фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® www.GMstrings.ru, указания ФИО автора и без внесения каких-либо изменений в текст.

© 2009