Прогресс в области производства музыкальных струн всегда шел в ногу со временем. Не стал исключением и XX век, оказавшийся весьма щедрым на новые технологии и материалы. Даже в такой консервативной группе музыкальных инструментов как смычковые на смену традиционным кишечным[1] пришли струны на стальном тросике и синтетической основе. Что уж говорить о струнах для щипковых инструментов, которые стали изготавливать на профильном керне[2], стальном тросике, синтетических волокнах, в качестве канители (обмотки струн) начали применять широчайшую гамму сплавов и профилей[3], поверхность струн научились покрывать тефлоном и сверхтвердыми материалами, были изобретены струны с магнитными свойствами для электроинструментов…
И лишь один вид струн демонстрировал полное равнодушие к прогрессу – это струны для русских народных инструментов. До самого конца XX века их продолжали изготавливать по технологии конца XIX: все та же монолитная сталь, тот же шелк проложенный между круглым стальным керном (основой) и круглой латунной/медной обмоткой. За сто лет застоя лишь один технологической всплеск – в 50-е годы на балалайке прима две нижние струны МИ вместо кишечных стали синтетическими, и то благодаря нововведениям в технологию производства струн классической гитары на Западе. Что же касается основной массы струн народного оркестра, то уже казалось, что они никогда не станут другими, что качественный потолок, достигнутый в СССР струнным цехом мастерских Большого театра (БТ) к началу 60-х годов, навеки останется непревзойденным.
Но вот в 1985 году началась перестройка, а за ней постепенный возврат нашей страны к капиталистической модели развития, следствием чего стало появление в России частных фирм, в том числе струнных[4]. Одна их них, с гордым названием ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® (ГМ®)[5], образованная в 1992 году, к началу 2000-х годов уже выпускала больший ассортимент народных струн, чем знаменитый БТ, причем для профессиональных моделей фирма использовала только высококачественное импортное сырье, а не нестабильное российское, доступное советскому флагману[6]. Постепенно ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® стал применять в производстве народных струн технологические находки смежных областей, благодаря чему на свет появились витые струны без шелка на профильном керне[7] в том числе с использованием невиданной еще в России канители из износостойкой фосфорной бронзы...[8] Как показало время, новшества от ГМ® пришлись по вкусу многим музыкантам-народникам, что вдохновляет фирму смелее осваивать новые технологии. В ближайшем будущем ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® обещает начать выпуск народных струн с использованием необычной синтетической основы. Рассказывает основатель фирмы Дмитрий Леонидович Бабиченко:
– Разработка синтетических струн по технологии Syntal®/Синталь® для русских народных инструментов началась в 2005 году, когда мы впервые познакомились с уникальными техническими волокнами, использующимися для изготовления различных высокотехнологичных изделий, в том числе в космической и военной областях[9]. Для производства струн их пока еще никто в мире не применял, а зря.[10] Благодаря свойствам этих чудо-волокон, нам удалось создать синтетические струны, обладающие многими качествами стальных.[11] С синтетикой их роднит высокая чувствительность и мягкость под пальцами, а со стальными – яркость звука, относительно быстрая настройка и возможность делать, как говорят гитаристы, "подтяжки".
Всего за два года мы разработали и выпустили в серийное производство комплект струн Синталь® для классической гитары,[12] а на пути внедрения «народных» возникли затруднения. Первые отзывы музыкантов о струнах были настолько противоречивыми (от восторженных до полного отрицания), что мы решили не спешить, и провести большую серию экспериментов и всестороннее изучить результаты. Было крайне важно привлечь к испытаниям как можно большее число музыкантов, но именно это оказалось самым сложным – добровольцев, согласных регулярно, хотя бы раз в два-три месяца, приезжать с инструментами в цех фирмы, было мало. Ставка на студентов московских вузов – РАМ им. Гнесиных и МГИМ им. А.Г.Шнитке не оправдалась, найти среди них заинтересованных и при этом дисциплинированных волонтеров было даже сложнее, чем в музыкальных вузах других городов: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калуги и Саратова. Тем ценнее была помощь профессионалов: народного артиста России домриста Владимира Андриановича Яковлева, солистки АОРНИ ВГТРК под управлением Н.Н.Некрасова Веры Махан, концертмейстера альтовых домр ГАРО им. Андреева Светланы Смоляр и домристки этого же оркестра Екатерины Ломовой – по первой просьбе они приходили на помощь, тратили время, силы, и даже личные средства.
Работа продвигалась медленно, с разной степенью успешности по отношению к разным инструментам, но бесконечные эксперименты и встречи с музыкантами принесли много пользы - была усовершенствована компьютерная программа расчета параметров струн, создана система высококачественной записи звука для сравнения результатов испытаний, изготовлены специальные приспособления для струновитных станков и многое другое. И вот теперь, когда на разработку и тестирование струн потрачены десятки тысяч часов, получен бесценный опыт и разработаны рекомендации по их применению, мы не спеша начинаем приступать к серийному выпуску струн Синталь® для русских народных инструментов.
Первым серийным стал комплект BK300S для балалайки контрабас. Это знаменательное для фирмы событие произошло в конце декабря 2010 года накануне 150-летнего юбилея отца современной балалайки Василия Васильевича Андреева, завещавшего потомкам продолжать начатое им дело по усовершенствованию русских народных инструментов. Комплекты Синталь® для балалайки и домры бас еще проходят тестирование и планируются к серийному выпуску весной 2012 года. Альтовой домре повезло больше всех – нигде мы не имели столько добровольцев[13]. Комплект практически готов и к концу 2012 года также должен выйти в серию. Именно на этих струнах в концерте фестиваля «Созвездие мастеров» 20 февраля будет сольно выступать Светлана Смоляр. По сравнению с альтовой, успехи технологии Синталь® в малой домре пока не столь заметны. И хотя струна МИ понравилась почти всем домристам, принимавшим участие в испытаниях, средняя ЛЯ с обмоткой пока окончательно признана только Верой Махан, студенткой РАМ им. Гнесиных Ниной Березуцкой и домристом из Санкт-Петербурга Ильей Матвеевым. Серийного выпуска комплекта Синталь® для малой домры в 2011 году ожидать не приходится, но работы продолжаются[14]. Ждем в гости заинтересованных музыкантов (пишите на адрес указанный в разделе КОНТАКТЫ).
В отношении балалаек прима, секунда и альт работы не ведутся из-за отсутствия заинтересованных добровольцев-испытателей[15].
Отзывы музыкантов о струнах Синталь®
БАЛАЛАЙКА КОНТРАБАС
Андрей Долгов (студент СПб. консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова)
«Отыграл с ансамблем концерт в Капелле на струнах Синталь®. Очень радует, что при своей мягкости они добавляют инструменту громкость в акустике. Но пришлось к ним привыкать – струны требуют более внимательного подхода к атаке, так как очень отзывчивы на ее изменение (жесткий медиатор / мягкий медиатор / пиццикато)».
Бронислав Семичов (первый в России дипломированный исполнитель на балалайке контрабас, выпускник Красноярской Академии музыки и театра (класс проф. В.А. Аверина), преподаватель Томского музыкального колледжа им Э. Денисова, играет и руководит несколькими ансамблями в нашей стране и за рубежом)
"Ваши струны потрясающие! Я играл на разных струнах и больше всего мне нравились струны мастерских Большого Театра. Первой впечатление от игры на Ваших струнах - они мягче. Я даже не представляю, как можно добиться такой эластичности при таком натяжении... При этом вам удалось сохранить"чисто" контрабасовый "агрессивный" саунд (такой начальный звук я встречал только у струн мастерских Большого)! Агрессивный - значит насыщенный обертонами, как низкими, так и средними и высокими достаточно в большом количестве."
ДОМРА АЛЬТ
Олег Багринцев (студент РАМ им. Гнесиных, класс профессора Круглова В.П.)
«Играю на струнах ГМ® Синталь® полгода. За это время они помогли мне по-другому оценить возможности моего инструмента. Эти струны – настоящий подарок для домры!»
Иван Амолин (студент СПб. консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова)
"Ваши струны потрясающие! Я играл на разных струнах и больше всего мне нравились струны мастерских Большого Театра. Первой впечатление от игры на Ваших струнах - они мягче. Я даже не представляю, как можно добиться такой эластичности при таком натяжении... При этом вам удалось сохранить"чисто" контрабасовый "агрессивный" саунд (такой начальный звук я встречал только у струн мастерских Большого)! Агрессивный - значит насыщенный обертонами, как низкими, так и средними и высокими достаточно в большом количестве."
Светлана Смоляр (концертмейстер группы альтовых домр ГАРО им. Андреева)
«С тех пор, как в 2008 году на мой инструмент был установлен первый комплект Синталь®, для меня и моего инструмента началась новая жизнь. Потребовав иного к себе отношения, чем стальные, эти мягкие и невероятно чуткие струны позволили глубже работать с музыкальным материалом. Тот выбор исполнительских приемов, диапазон выразительных средств, интонационные и артикуляционные возможности, которыми обладают эти струны, – бесценное приобретение, от которого невозможно отказаться! Как педагог могу отметить, что эти струны нужны не только концертирующим исполнителям, но и просто необходимы студентам. Обладая недоступными стальным струнам возможностями, они обучают чуткости и стремлению к большей выразительности звучания, заставляя тебя постоянно расти».
Екатерина Ломова (артистка ГАРО им. Андреева)
«Мое знакомство с синталическими струнами произошло в 2006 году, и с тех пор мне ни разу не приходила в голову мысль вернуться к стальному комплекту. С первых же звуков были ясны главные преимущества этих струн – долгий отзвук, богатство красок и благородство звучания, возможность более гибкой работы со звуком. Струны Синталь® помогают и одновременно учат меня все внимательнее и чутче относится к тембру, его разнообразию и чистоте. А такая мягкая глубина басовых струн до того казалась просто невозможной на моем 4-струнном инструменте!»
Надежда Абрамова (заслуженная артистка России, солистка НАОНИР им. Н.П.Осипова, преподаватель МХШ «Радость» по классу домры малой и домры альт)
Дмитрий Базанов (дирижер оркестра МХШ «Радость»)
«Оркестр русских народных инструментов МХШ «Радость» совместно с фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® в январе 2011 года начали эксперимент по использованию струн Синталь® в альтовых домрах и балалайках контрабас. С новыми струнами звук альтов стал более собранным, сочным и ярким из-за большего количества обертонов. Звучание группы сделалось более камерным и тёплым, но при этом не тихим. Исполнители на балалайках контрабас отметили непривычное вращение обмотки струн, но никаких неудобств при этом в игре не испытали. Введение струн Синталь® позволяет облегчить игру и процесс обучения на русских народных инструментах в детских и детско-юношеских оркестрах».
ДОМРА МАЛАЯ
Владимир Яковлев[16] (народный артист России)
«Из-за новых возможностей в звуке, которые открыли эти удивительные струны, мне пришлось начать переписывать почти готовый к изданию сольный диск (!), о чем я ни капли не жалею[17]. О таком звучании домры раньше можно было только мечтать. Кстати, мой звукорежиссер утверждает, что инструмент с новыми струнами ему стало легче выстраивать во время записи, поскольку в звучании стало меньше неприятных призвуков. Жаль, что сегодня среди "народников" не так много музыкантов способных по достоинству оценить тот прорыв в качестве звука, который дало это изобретение. Я же не сомневаюсь, что за этими струнами будущее!»
Илья Матвеев (солист ансамбля «Экспромт-квинтет»)
«Какие только струны я не ставил на 4-струнную домру, желая добиться от нее звучания, соответствующего моему представлению об идеале. Пробовал даже нейлоновые от классической гитары, звучавшие по-своему неплохо, но быстро теряли тембр и отвратительно держали строй. Теперь, когда у меня есть струны Синталь®, в разработке которых я лично принимаю участие с 2005 года, кажется, я наконец доволен. Струны доказали на практике свою жизнеспособность и преимущества перед стальными, их отличает: слитность тремоло, длинная "педаль", возможность полноценного вибрато левой рукой на ударах, они меньше травмируют пальцы левой руки, обладают долгим сроком службы (не меньше, чем стальные), инструмент лучше слышен из зала».
Нина Березуцкая (студентка IV курса РАМ им. Гнесиных, класс профессора Липс Н.И.)
«Играю на струнах Синталь® всего несколько месяцев, но уже успела высоко оценить их звучание. По моей просьбе на фирме изготовлен комплект, все струны которого имеют обмотку, что позволило выровнять тембр инструмента, как мне хотелось. Звук стал более мягким и матовым – т.е. я получила именно то звучание, которого так долго искала!»
Вера Махан (солистка АОРНИ ВГТРК, создатель интернет-проекта www.domrist.ru)
«В процессе звукоизвлечения струны играют важную роль, они должны соответствовать современному понятию о качественном звуке, и, на мой взгляд, именно такие струны для домры сейчас разрабатывает фирма ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®, применяя новую технологию Синталь®.
Я использую эти струны на двух инструментах – работы мастера В. Хромова 1994 года и мастера А. Ивличева 1971 года. В феврале 2009 года впервые поставила синталическую третью струну «МИ», а в начале 2010 года поменяла и вторую струну «ЛЯ»[18], от чего исчезли досадные «жестяные» призвуки, которые очень упрощают звук этой струны. С двумя синталическими струнами звучание инструментов преобразилось еще больше – их тембр раскрылся, стал более чистым, академичным, стало очень приятно играть кантилену. При всей своей чуткости струны оказались довольно прочными. К сожалению, есть у них и недостатки. Первые несколько дней после установки они недостаточно хорошо держат строй, их нужно чаще подстраивать[19]. Сила извлекаемого звука слабее. И, конечно, они требуют несколько иного подхода к звукоизвлечению. Но, привыкнув, подобрав подход к синтали, не возникает желания вернуться к стальным струнам – и по ощущениям, и по звучанию стальные уже кажутся грубыми и примитивными, тогда как синталические ласкают слух не только исполнителя, но и окружающих (особенно ни в чем не повинных домочадцев исполнителя, когда он репетирует дома…).
За прошедшие полтора года я играла на струнах Синталь® самые ответственные концерты на лучших сценах Москвы: в Концертном зале им. Чайковского, Светлановском зале ММДМ, Концертном зале РАМ им. Гнесиных, Камерном зале Московской филармонии, Зеркальном зале Государственного института искусствознания, и они ни разу меня не подвели. А самое главное – великолепный звук моей домры отметили и слушатели и коллеги музыканты (не только домристы), некоторые стали интересоваться, на инструментах каких мастеров я играю, какими медиаторами. Никто и представить не мог, что все дело в необычных струнах.
Конечно, качество звука достигается, прежде всего, работой музыканта. Но сегодня, когда многие домристы в совершенстве овладели техникой, и стало сложно удивить слушателя высокими темпами исполнения и сложнейшими техническими приемами, настала пора уделять более пристальное внимание красоте и качеству звука. Использование синталических струн помогает в этом, приближая звучание домры к признанным академическим инструментам по благородству и красоте звука».
БАЛАЛАЙКА АЛЬТ в квартовом строе (МИ-ЛЯ-РЕ)
Виктор Зелёный (заслуженный артист РФ, профессор, зав. кафедрой народных инструментов КГАМиТ)
Владимир Аверин (заслуженный артист РФ, профессор кафедры народных инструментов КГАМиТ)
«[…] Струны фирмы «Господин музыкант» Синталь® для балалайки альт значительно улучшили общее и частное звучание инструмента. Тембр всех трёх струн — полный и насыщенный, тон — мягкий и благородный. Струны позволяют по-иному смотреть на данный инструмент с точки зрения профессионального исполнительства: балалайка альт в новой ситуации может не только значительно украсить оркестровое и ансамблевое звучание, но и превратиться в сольный музыкальный инструмент со всеми вытекающими из такого заключения последствиями.
Участники Всероссийской научно-практической конференции «Народно-инструментальное искусство на рубеже ХХ-ХХI веков» (26-28 ноября 2010, г. Красноярск) единогласно поддержали новинку».
Рекомендации по эксплуатации струн Синталь®
Струны имеют особенности использования с учетом состояния инструмента и его конструкции. При соблюдении нижеперечисленных правил эксплуатации срок службы струн Синталь® сопоставим с традиционными стальными.
- Струны не следует устанавливать на инструменты, имеющие узкие, неровные, а особенно клиновидные прорези в верхнем порожке, которые необходимо исправить на полукруглые.
- У малой домры подставку под стальные струны, имеющую изгиб для удлинения 2-й струны, необходимо сменить на прямую (изготовить новую). Без этого струны не смогут правильно строить по ладам.
- Не желательно устанавливать струны на колки меньше 6 мм в диаметре, а также имеющие заусенцы в зоне отверстия колка. В идеале желательно увеличить диаметр колков с 6 до 8-10 мм за счет напрессовки на них пластиковых втулок.
- Не желательно устанавливать струны на инструмент с ладами, имеющими плоскую поверхность после выравнивания напильником. Форма профиля ладов должна быть полукруглой. Струны Синталь® практически не изнашивают лады.
Установка синталических струн на альтовую домру.
[1] Повсеместно называемых «жильными», несмотря на то, что изготавливаются из кишок животных, главным образом овец.
[2] Наиболее распространенными сегодня являются два профиля: шестигранный и плющенный.
[3] Помимо традиционной круглой металлической канители, появились плоская и полукруглая, а недавно уже и ленты из пластмассы.
[4] Кроме появления нескольких новых отечественных, попытки прорваться на российский рынок народных струн в 80-90-е годы предпринимали и иностранцы (две немецкие и две американские струнные фирмы), но, не выдержав конкуренции, временно отступили.
[5] Фирма основана бывшим сотрудником струнного цеха БТ профессиональным музыкантом Дмитрием Бабиченко.
[6] К сожалению, легендарный цех БТ прекратил существование осенью 2006 г.
[7] Витые струны без шелка обладают более ярким звуком, который в том числе хорошо гармонирует со звуком «голых» струн домры малой.
[8] Особенностью технологии является применение двухслойной обмотки – ленточной в нижнем слое и круглой в верхнем.
[9] Волокна такого типа используются при производстве корпусов ракет и бронежилетов.
[10] На фирме ГМ® были изучены разные волокна производства Японии, США и России, и, к гордости нашей науки, именно отечественный материал оказался наиболее пригодным для производства струн.
[11] От сочетания слов «синтетика» и «сталь» и родилось название Синталь®.
[12] За разработку комплекта Синталь® для классической гитары фирма ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® удостоена диплома крупнейшей в России специализированной музыкальной выставки МУЗЫКА-МОСКВА.
[13] Наибольший вклад в создание комплекта для альтовой домры внесли музыканты из северной столицы Екатерина Ломова и Светлана Смоляр.
[14] Во время традиционного круглого стола, который пройдет для участников и гостей фестиваля «Созвездие мастеров» 21 февраля в 17 часов в РАМ им. Гнесиных, желающие смогут получить образцы струн Синталь® для малой и альтовой домр, пообщаться с создателем технологии Дмитрием Бабиченко и музыкантами, играющими на них.
[15] Единственное исключение – экспериментальные струны для квартовой балалайки альт (строй МИ-ЛЯ-РЕ), разработка которых идет в содружестве с заслуженным артистом РФ Владимиром Авериным, профессором кафедры народных инструментов КГАМиТ (г. Красноярск).
[16] Владимир Андрианович принимал участие в работе над струнами Синталь® с 2005 по 2008 год.
[17] К сожалению, в связи с кончиной В.А.Яковлева в ноябре 2008 года, его последний диск не увидел свет. Несколько рабочих записей с него имеются в распоряжении разработчика технологии Синталь® Дмитрия Бабиченко, которому они были подарены маэстро осенью 2008 года.
[18] При использовании двух струн Синталь® необходимо установить подставку прямой формы, иначе инструмент не будет строить на ладах.
[19] Балалаечники и классические гитаристы хорошо знакомы с этой особенностью синтетических струн, но, к чести струн Синталь®, они встают в строй гораздо быстрее традиционного «нейлона».
Копирование статьи разрешается при условии размещения ссылки на сайт фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® www.GMstrings.ru и без внесения каких-либо изменений в текст.
© 2005