Влияние медиатора на качество звучания домры

Е. Волчков

Для извлечения звука на струнных инструментах используются три основных "приспособления": пальцы рук, смычки и медиаторы (медиаторообразные приспособления, например, ногти гитариста). На домре основным предметом звукоизвлечения является медиатор, что связано со спецификой инструмента (относительно высокая сила натяжения струн и акустические особенности инструмента). Качество медиатора во многом определяет качество звука инструмента, ведь он является посредником между пальцами и струнами. Некачественный медиатор (неправильная толщина ребра, сточившаяся фаска и т.д.) - одна из главных причин открытого, скрипучего звука, имеющего неблагозвучные призвуки.

Поступая в высшие учебные заведения, музыканты–исполнители порой не имеют понятия о том, что такое уход за медиатором и как его нужно правильно затачивать. Многие не знают, как сделать медиатор самому, ведь купить качественный не всегда удается, вот и приходится скрипеть, шуршать и удивляться - где же прекрасный звук?

Медиатор или плектр

У приспособления, используемого при игре на некоторых струнных инструментах, существует два названия, дополняющих друг друга: «медиатор» и «плектр». Первое указывает на его значение - mediator от латинского "посредник" (это понятие используется и в медицине). Второе - указывает на его специфику - plekton от греческого plesso "ударяя", и заставляет задуматься о правильности определения русских народных инструментов как струнно-щипковых, поскольку основным способом звукоизвлечения на них является не щипок, а именно удар.

Разновидности медиаторов

От количества разновидностей медиаторов можно прийти в растерянность. Они отличаются формой, толщиной (от 0,6 мм до 2 мм), материалом (от стеклоподобных полимеров, напоминающих оргстекло, до всем известного капрона, широко используемого в промышленности). Бывают медиаторы и из природных материалов: перьевая роговица, кость, панцирь морской черепахи, кожа (то есть материалы, которые появились до современных полимеров), но большинство современных музыкантов предпочитают использовать полимеры. Дело в том, что материалы природного типа обладают пониженной износостойкостью, «панцирь черепахи» может откалываться во время исполнения, а кожа давать много призвуков на тонких струнах домры малой при плохой обработке и шлифовке, хотя на толстых струнах домры альт, бас, контрабас кожаный медиатор ведет себя великолепно. Износостойкость современных материалов намного выше. Некоторые из них, например капролон, используется в авиа и космических технологиях. Он хорошо режется и полируется, обеспечивая отличное скольжение по струне и лучше других подходит для игры на домре малой. При условии правильной заточки, толщины и формы фаски, его применение позволяет получить как яркое, так и достаточно мягкое звучание. Существует импортный аналог капролона – «эрталон», который по своим свойствам не уступает капролону, а в чем-то даже превосходит его.

Капроновый медиатор средней толщины, более удобный для руки, оказывается слишком мягок и менее управляем. При его использовании появляются лишние призвуки, размытость в звучании и своего рода «неуклюжести» в игре. Из-за мягкости этого материала медиатор из него приходится изготавливать более толстым (от 1,2 мм до 1,5 мм). Их, как правило, используют в оркестрах при исполнении кантилены, а в сольном исполнительстве только в особых случаях для создания определенного колорита звучания.

Величина и форма медиатора

Каким должен быть оптимальный размер и форма медиатора? Критерием в этом деле следует считать управляемость. Выбор размера и формы медиатора должен учитывать индивидуальные физические особенности исполнителя и постановку его правой руки. Для более крупных пальцев требуется широкий медиатор, для тонких – узкий. Что касается длины, то на нее влияет глубина держания медиатора в пальцах и постановка руки (более высокая или более низкая). Чем глубже медиатор удерживается в пальцах, тем более длинным он должен быть. Вот некоторые образцы медиаторов.

Медиаторы для домры

Рис.1. Медиаторы

Форма фаски медиатора

Размер и форма медиатора не так влияют на звук, как форма и толщина его фаски. При подборе этих параметров критерием является наш слух.

Одна из особенностей тембра домры – малое число обертонов в звуке. В сравнении с балалайкой она проигрывает значительно. Высказывания некоторых современных композиторов оставляют желать лучшего отношения к нашему инструменту: «мы не видим такого богатства тембра и обертонов на домре, как у балалайки». Поэтому одна из важных задач домриста – добиться максимально схожего звучания с балалайкой по обертонам, а задача балалаечника – достичь такого же филигранного исполнения пальцем, как при игре медиатором у домристов.

Рис. 2. Форма заточенного медиатора

При заточке медиатора необходимо добиваться, чтобы форма его кромки (рис.2) была не острой, а округлой. При игре кромка постепенно стачивается, становясь острее, отчего звук становится более открытым, а все возрастающая степень шероховатости поверхности в результате трения медиатора о струну, приводит к появлению призвуков. Округлая форма кромки позволяет захватить большую площадь при соскальзывании медиатора со струны и получить больше обертонов. Но во всем должна быть мера - слишком большая толщина и большая округлость фаски может дать призвуки и стуки или так называемый «запылившийся звук, не имеющий чистых высоких обертонов», а слишком тонкая и острая грань - открытый звук, лишенный низких обертонов.

Теперь о постановке правой руки. Необходимо обращать внимание на степень поворота кисти при удержании медиатора в пальцах, так как при сильном повороте площадь соприкосновения медиатора со струной увеличивается, делая звук более «толстым». В конечном счете, все должно контролироваться слухом, а результат будет зависеть от профессионализма исполнителя и его преподавателя.

Медиаторами с более округлой формой кромки лучше играть кантилену, исполняемую в основном тремоло. Являясь одним из самых сложных приемов игры на домре, тремоло всегда вызывало большую полемику, начиная от «правильности» движения руки (кистевое тремоло), заканчивая высчитыванием частоты ударов. Концентрация внимания на частоте ударов для обеспечения предельной слитности приводит к скованности в исполнении, делая главным художественным образом в произведении «потуги». Так при исполнении «Думки» Н.Будашкина, начальное проведение мелодии по характеру спокойное, вдумчивое, эпическое превращается в напряженный сконцентрированный мотив за счет чрезмерной частоты тремоло.

Для получения слитного тремоло правильней сосредоточить внимание на том, что звучит между ударами, сделать удары более завуалированными, наполняя пространство между ними большим количеством обертонов. При таком подходе к исполнению приема важна не скорость исполнения ударов, а их качество, которое может обеспечить только медиатор с более округлой кромкой. Имея большую площадь соприкосновения со струной, он смягчит удар и даст струне больший резонанс и мягкость в игре, что немало важно при исполнении кантилены.

При повседневном уходе за медиатором нужно следить чтобы фаска сохраняла округлую форму, и ее грани были хорошо отполированы. Для этого есть удобное средство – пилки для ногтей, которыми пользуются гитаристы. Периодичность ухода за медиатором зависит от интенсивности занятий исполнителя.

Изготовление медиатора в домашних условиях

Для начала нужно узнать, где и как достать материал и каким способом его обрабатывать. Сразу оговорюсь, что дело это не простое, требует приличных усилий. Основная обработка при качественном изготовлении должна выполняться вручную, т.к. обработка фаски на станке не даст правильной заточки. К сожалению мастера, которые этим занимаются думают, что одной полировки достаточно и не обращают внимание на саму форму заточки фаски, делая ее слишком острой.

Где купить капролон можно узнать в интернете - он продается как оптом, так и в розницу. Для более эффективного расхода материала, его можно приобретать в виде стержней по цене 350 рублей за 1,5 метра, диаметром 2,5 см. Нарезается стержень кружками толщиной 1.3 или 1.4 мм. Эту операцию желательно производить с помощью металлорежущего станка, так как при использовании ножовки по металлу затрачивается слишком много времени. Далее прикладывается образец нужного медиатора и при помощи дрели обрабатывается в домашних условиях. Выточенные вручную грани фаски затем полируются с помощью насадки для дрели со съемными шкурками.

Перепечатка статьи возможна только со ссылкой на сайт автора http://evgeniyvolchkov.ru/

© 2007