“Билеты продавал необыкновенно бледный человек” — “трупная бледность”. “Но вот он сверкнул орлиным дьявольским взглядом...”. “Никколо над нами посмеивался как дьявол”. Все эти высказывания относятся к к личности гениального скрипача и композитора ХVIII-ХIХ веков Николо Паганини. Газеты называли его "гением", независимо от того "ангел он или демон". Его жизнь была овеяна легендами и вымыслом, полуправдой и домыслами. Способность Паганини доводить слушателей до экстаза, необычная внешность, “необычные приемы игры на скрипке подчас диаметрально противоречащие принятым в его время классическим образцам” (Т.В.Бедфорд, 2000г.), заставляли одних восхищаться Никколо, других проклинать его.
Почти все современники считали, что у Паганини есть “тайна” - причина его необычайного успеха и популярности. Вот как описывали современники неординарную внешность Паганини: резкая худоба, чрезвычайная бледность, высокий рост в сочетании с “тонкостью скелета”, правая нога длиннее левой, левое плечо выше правого, левая сторона груди провалилась. Это сочеталось с резкой мышечной слабостью при “стальной” силе кистей рук. Пальцы необычайно узкие, тонкие, суставы гнутся во всех направлениях, необычайная хватка левой руки. А другие писали: “Паганини знал особенности своего мышечного аппарата и умело приспосабливался к нему”.
Современные Паганини врачи приписывали ему одновременно наличие десятка болезней. Так: болезнь горла, туберкулез горла, туберкулез легких, болезнь сердца, пневмонию, поражение бронхов, ревматический полиартрит, гепатит и нарушение функции кишечника — одновременно! Сказанное выше позволяет предположить достаточно низкий медицинский диагностический уровень XIX века. Практически все современники, описывающие жизнь и творчество Паганини, хором утверждают, что гений обладал необычайной мышечной слабостью, что первые звуки его скрипки были хилые и вымученные. Более деликатные, такие, как Р.Шуман, писали, что звук скрипки Паганини был нежным и тихим. Об этом пишут и многие другие современники музыканта. И практически все отмечают — не было ни одного мощного сильного звука. И тут же добавляют: “однако его произведения были технически настолько трудными, что повторить их могли лишь единицы с большим трудом через месяцы работы”.
Еще одна “тайна” Паганини: “тихие и нежные пассажи Паганини с вздохами, стонами, криками, призывами, междометиями” приводили слушателей в состояние “транса”, они начинали в такт музыке покачиваться, прислоняться друг к другу, как загипнотизированные, впадая в состояние экстаза.
А теперь немного “суxой медицины”:
Болезнь Морфана, описана в 1896 г. (Паганини скончался в 1840г.):
- множественные костно-суставные аномалии (Паганини всю жизнь лечили “от ревматического артрита” белой ртутной мазью);
- доликостеномелия и арахнодактилия: пальцы рук и ног длинные, тонкие (вид "паучьих лапок") - кисти Паганини;
- деликатный скелет: больные высокого роста (“высокий, тонкий” - Паганини!);
- повышенная подвижность суставов (необычная техничность произведений Паганини);
- продолговатое лицо: резко выгнутый свод твердого неба (“птичье лицо” -Паганини);
- вогнутость грудной клетки в форме "воронки" (аналогичная деформация грудной клетки у Паганини);
- врожденный вывих коленной чашечки, врожденная кривая нога (правая нога Паганини!);
- мышцы и жировой слой слабо развиты (худоба и слабость мышц, повышенная утомляемость их у Паганини);
- глазные аномалии (“бесовский взгляд Паганини”);
- поражение аорты, сердечной мышцы, сердечная недостаточность, поражение легочной артерии, спонтанный пневмоторакс, предрасположенность к коллапсу (болезни сердца, легких, обмороки, повышенная утомляемость у Паганини);
- постоянная бледность (отмечена всеми современниками Паганини);
- атония мышц, постоянная астения (на протяжении всей жизни Паганини отмечалась им самим и окружающими);
- судорожные проявления — редко (отмечались у Паганини — редко);
- инфантилизм (необычайная доверчивость и краткосрочная влюбчивость у Паганини).
Болезнь носит наследственный характер и на интеллект не влияет. Встречается достаточно часто.
Воистину, Паганини “знал особенности своего мышечного аппарата и умело приспосабливался к нему”, став гениальным скрипачом, сумевшим преодолеть природные дефекты и превратить себя в величайшего виртуоза мира.
Раскроем еще одну маленькую, по необыкновенно важную тайну психики Паганини: умение приводить слушателей в состояние экстаза. В наше время это носит название Эриксониамского гипноза - введение в “транс”, то есть гипноз без гипноза, когда человек, сохраняя полную ориентацию, самозабвенно отдается чему либо. В нашем случае - это музыка Паганини. У вас может возникнуть вопрос: как он этого добивался? Да вот так: вздохи, стоны, плачи, крики, междометия, тихие и нежные звуки его скрипки - это самый лучший способ для наведения трансового состояния.
Я думаю, Паганини унес с собой еще не одну тайну. На то и гений.
Перепечатка статьи возможна только со ссылкой на сборник "Вопросы инструментоведения" Выпуск №4, Санкт-Петербург 2000г., указания ФИО автора и без внесения каких-либо изменений в тексте.
© 2000