Народные инструменты

На каких струнах народники будут играть через 10 лет?
Надеюсь, что на русских:)), поскольку есть серьезные опасения, что при сохранении ставки на сырьевую экономическую политику в нашей стране, через 10-20 лет вымрут все оставшиеся отечественные производители товаров, в том числе и струн, и надежды на другой сценарий с каждым годом все меньше. Если же прогресс в струнном деле будет поступательным, т.е. без эксцессов, то и через 10 лет большинство "народников" все еще будет играть на струнах имеющих конструкции, существующие сегодня. Какая-то небольшая, наименее инертная часть музыкантов перейдет на синтетику типа Syntal®, особенно на басовых инструментах. Возможно, что стальные струны с обмоткой получат покрытия из Тефлона или твердосплавных материалов. Наверняка появится новая леска или композитная гладкая струна для балалайки прима, которая превзойдет по яркости звука столь популярный сегодня карбон. Расширится гамма производимых струн по силе натяжения, возможно появятся струны для неполных детских инструментов 3/4 1/2 и т.д. (разумеется, если подобные инструменты сами будут востребованы).
А чтобы это случилось, музыканты должны помогать струнникам в работе над новыми технологиями. Добро пожаловать к нам на фирму, господа музыканты!
Какой формы должны быть прорези в верхнем порожке; гитарные лютьеры советуют делать полукруглые, а народные - клиновидные. Кто прав?
Дмитрий Бабиченко основатель фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®
Какой формы должны быть прорези в верхнем порожке; гитарные лютьеры советуют делать полукруглые, а народные - клиновидные. Кто прав?

Правы - гитарные. В клиновидных прорезях струна испытывает повышенное трение, и чем больше/круче угол ее захода на колок, тем оно сильнее. В зоне контакта с порожком в струне возникают лишние напряжения, меняется ее форма и струна начинает выходить из строя раньше времени в прямом и переносном смысле слова. Из-за дополнительных напряжений в зоне порожка струна не только всегда будет хуже строить, но и звучать будет более зажато (проверено с помощью звукозаписывающей аппаратуры у нас на фирме). В особо запущенных случаях заклинивание на порожке может привести даже к обрыву недостроенной в строй струны, что особенно касается наиболее мягких/чувствительных синтетических струн и струн с обмоткой. К сведению российских "МАСТЕРОВ" - на Западе продают специальные наборы порожковых надфилей (nut files) под разные диаметры струн. При желании и наличии карты VISA их можно заказать по интернету.

См. также статью "Как я подгонял прорези под струны в порожке".

На каких струнах играл Андреев?
На каких струнах играл Андреев?
Василий Васильевич Андреев вел свою кипучую деятельность по возрождению и развитию балалайки с 1883 по 1918 г.г. В это время для инструмента существовали стальные и кишечные (жильные) струны, и каждый музыкант мог ставить любые и в любом сочетании. В ущерб национальной гордости замечу, что, судя по данным каталога 1912 года известной немецкой фирмы "Zimmermann" ("Циммерман"), все качественные струны в то время имели импортное происхождение.
Вполне можно допустить, что для 1-й струны ЛЯ Андреев начинал с кишечных струн, а позднее, как и сегодняшние музыканты, стал использовать стальную диаметром 0,30 мм, которая в то время использовалась для 1-й струны РЕ популярной 7-струнной гитары. Современных "разносолов"  в виде размеров 0,28 мм и 0,29 мм тогда еще не видывали.
Что касается двух нижних унисонных струн МИ, то здесь Василий Васильевич и его последователи могли использовать только кишечные струны, поскольку нейлона еще не было, а сталь на этой ноте звучит не вполне музыкально. Плотность "кишки" нам известна - 1,33 г/мм3, и на основании формулы можно вычислить, что диаметр этих струн варьировался в пределах от 0,90 мм (среднее натяжение) до 1,00 мм (сильное натяжение).
Когда в продаже появятся струны Syntal для русских народных инструментов?
Работа над синтетическими струнами Syntal® для русских народных инструментов идет уже шестой год. За это время создано и протестировано несколько десятков видов синталических струн для разных инструментов. Над одними струнами работа продвигается быстрее, над другими - медленнее, а над некоторыми даже не начиналась. Повезло альтовой домре - несколько активных молодых музыкантов из Санкт-Петербурга и Калуги, а в последние время наконец и из Москвы, ищущие новые выразительные возможностей своих инструментов, очень сильно помогают нам в работе - регулярно приезжают, тратя личное время и средства, что не могло не сказаться на результате. Работа над струнами для домры альт близится к концу, и осенью 2011 г. комплект должен выйти в серию. Образцы звучание этих струн выложены в разделе ЗВУК-ДОМРА.
В январе 2011 года первым из струн Syntal® в серию выпущен комплект для балалайки контрабас, также в 2011-2012 годы будут выпущены комплекты струн Syntal® для балалайки бас и домры бас. В последнее время сдвинулась с мертвой точки работа над струнами для домры малой, но до серийного выпуска пока еще далеко. Что же касается балалаек прима, секунда и альт, то работы, хотя и проводятся, идут вяло из-за недостатка заинтересованных добровольцев-испытателей (если не считать экспериментов по созданию квартовой балалайки альт, о которой идет речь в статье в моей статье "Не думал о секундах и альтах, или вторая реформа балалаек"). Их серийное производство на ближайший год-два не планируется - выпускать в серию "сырые" комплекты слишком рискованно, можно подорвать доверие к новым струнам, чьи огромные перспективы пока очевидны лишь небольшому числу музыкантов, которые на них играют и, конечно, нам - ее создателям.
Ваша фирма применяет для струн домры малой и балалайки прима немецкую сталь. Скажите, чем плоха русская сталь, которую использует большинство российских производителей?
Главная проблема с "русской сталью" производства Ленинградского завода была и, видимо, навеки останется в нестабильном качестве. И виноват в этом как завод, который ее прокатывает на устаревшем оборудовании, так и поставщик стальной заготовки СЕВЕРСТАЛЬ из Череповца, который, видимо, более качественный металл продает на экспорт, а для России оставляет некондицию. Процент содержания углерода - важнейший из химических параметров высокоуглеродистых сталей, определяющий их прочность и пластичность - "гуляет" в ленинградской стали в чересчур больших пределах от 0,7 до 1,2%, вместо 0,9-1,0%, и при покупке струн, изготовленных из этой проволоки, музыкант не может быть уверен, что звуковые качества струн будут стабильными. Немецкая же сталь гораздо лучше выдержана по химическому составу, поэтому у музыканта есть 99% гарантия, что понравившиеся ему звуковые характеристики струн будут постоянны. Наша фирма производит струны с применением российской стали, проводя жесткую селекцию. В голом виде она пока еще используется в струнах для малой домры DM30, предназначенных для начинающих.
Хочу заказать лютьеру инструмент с увеличенной мензурой, чтобы усилить звук. В каких пределах это можно делать?
Выбор мензуры - очень серьезный вопрос для любого струнного инструмента, и то, что в среде народников к нему зачастую относятся легкомысленно, только демонстрирует дремучую некомпетентность в области инструментоведения как музыкантов, так и лютьеров (простите, оговорился - себя они скромно именуют МАСТЕРАМИ). Изменение мензуры - самый крайний метод исправления звука, и вот почему. Как известно, продольное натяжение струн и сила их давления на деку, определяется их массой. Если мы увеличим мензуру, то увеличим и массу рабочей части струн за счет длины. Это приведет к усилению натяжения и заставит инструмент звучать громче. Однако слушатель этого, скорее всего, не заметит, так как ухо способно различать разницу в громкости при ее изменении не менее чем на 25-30%, для чего потребовалось бы увеличить стандартную мензуру на 10-12%, т.е. на два лада! При такой разнице для уменьшения риска деформации инструмента, уже требуется усиление всей конструкции инструмента. Очевидно, что за такую задачу возьмется далеко не каждый лютьер, а тот, что возьмется, будет сильно рисковать своей репутацией. Есть в увеличении мензуры и другие минусы: усиление конструкции приведет к уменьшению чувствительности/отзывчивости инструмента; для прижима сильнее натянутых струн потребуются дополнительные усилия, повышающие усталость и снижающие пальцевую технику; снизится срок жизни стандартных струн (если они вообще выдержат повышение нагрузки); такой инструмент будет впоследствии трудно продать. Поэтому лучше не увеличивать стандартную мензуру более чем на 3-5%, особенно у инструментов, имеющих стальные верхние струны, домры малой (стандарт - 389 мм) и балалайки прима (стандарт - 436 мм), а лучше вообще от этого воздержаться.
Говорят, что день рождения В.В.Андреева нужно отмечать не 15 го, а 16 января. Так ли это?
Василий Андреев родился 3 января 1861 г. по старому (юлианскому) календарю или 15 января по новому (григорианскому). Смотрите таблицу отклонений дат в разные века (http://www.everyday.com.ua/timeline/cal-difs.htm)
Почему ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ отказался от использования традиционной технологии "витых" народных струн с применением шелка под обмоткой?
Действительно, мы принципиально отказались от технологии изготовления "витых" струн с использованием круглого керна и шелка под обмоткой, которая существовала еще в конце XIX века при Андрееве и лишь по недоразумению дожила до наших дней. Дело в том, что шелк не только делает звучание струн более матовым/глуховатым, но и, неравномерно скатываясь под намоткой, может сделать струны менее цилиндричными (т.е. имеющими большой разброс в диаметре на разных участках), что ухудшает их стройность по ладам. Изготавливать струны на круглом керне без шелка опасно – обмотка в любой момент рискует отойти от керна, сделав звучание струн совершенно негодным. Что же касается профильного керна (его форма бывает различной, в том числе шестигранной), то он, позволяя отказаться от шелка, делает звучание "витых" струн более ярким, тембрально близким к «голым» струнам.
Отмечу, что ничего нового мы здесь не придумали, а лишь внесли в технологию русских народных струн достижения «струнной мысли» развитых стран, поскольку струны на профильном керне начали изготавливать в США и Европе еще в 70-х годах прошлого века. Как показало время, наши струны без шелка «пришлись по вкусу» многим музыкантам-народникам.