Классическая гитара

Какие струны лучше для классической гитары?
Должен огорчить - "лучших струн" не бывает. Если струны не рвутся и строят, все остальное дело уровня музыканта, его вкуса, опыта, инструмента, состояния здоровья и т.п. Будь иначе на свете существовала бы одна струнная фирма и один единственный комплект струн. Однако и струнных фирм в мире хватает, и каждая из них не случайно выпускает множество разновидностей струн. Часто профессиональные музыканты имеют по нескольку инструментов и для каждого могут подбирать разные струны, наиболее полно с ним гармонирующие. Поэтому не обращайте внимания на рекламные уловки и советы "специалистов". Пробуйте, пробуйте и пробуйте, а чтобы тратить на это меньше времени и средств обращайте внимание на техническую информацию, указанную на упаковке, читайте профессиональные статьи (лучше на английском, т.к. большинство статей в русском интернете даны в плохом переводе), и разрабатывайте слух.
Словарь струнных терминов
Как продлить срок службы нейлоновых струн с серебряной обмоткой, в первую очередь 4-й струны?
По сравнению голыми (монолитными) струнами, живучесть струн с обмоткой, так называемых "витых", в 3-10 раз меньше, особенно 4-й струны РЕ, имеющей наиболее тонкую обмотку. Способов в разы увеличить срок службы витых струн не существует, если не считать использования струн, имеющих обмотку из более износостойких сплавов (латунь, бронза), струн с синтетическим покрытием, а также синталических струн, имеющих более толстую обмотку при более тонком общем диаметре. Если речь идет не о пробое обмотки в местах соприкосновения струны с ладами, а о потере струной тембра, то существуют стандартные рекомендации:
  • не играть на гитаре грязными руками;
  • после игры протирать струны от жира пальцев спиртосодержащими жидкостями;
  • не завышать настройку струн;
  • не бить по ним что есть силы (что также будет положительно воспринято всеми домочадцами :))
Правда ли, что нейлоновые струны обрабатывают лазером?
Не совсем так - лазер не обрабатывает струну, а применяется для ускорения измерения диаметра трех первых струн из так называемого "монофиламента" (т.е. монолитной лески), которые не будут подвергаться шлифовке/калибровке для улучшения характеристик их стройности. Леска пролетает через лазерный измеритель с высокой скоростью, который успевает сделать замеры ее калибра несколько сотен раз на метре длины. Одна известная американская фирма с гордостью писала в своем каталоге, что на этой установке также отбраковываются струны с плохой цилиндричностью, порогом которой фирма считает величину отклонения диаметров струн более 0,002 дюйма. Несмотря на три знака после запятой, эта цифра не так уж мизерна (0,05 мм) и такие отклонения вполне ощутимы хорошим музыкантом. Для сравнения, цилиндричность проволоки из стали на одном метре длины примерно в 50 раз точнее - 0,001мм. И хотя сталь намного плотнее лески из карбона, а тем более нейлона, даже с учетом разницы в плотности, синтетическая леска, отобранная на лазерной установке, в несколько раз проигрывает стальной проволоке в цилиндричности. Но без лазерного измерителя дело обстояло бы еще хуже.
Можно ли устанавливать стальные струны на классическую гитару?
Несмотря на то, что общепринято так не поступать, я придерживаюсь другой точки зрения, хотя и с оговорками. Поставим вопрос так - чем вызваны опасения за состояние гитары под стальными струнами? Ответ очевиден - сильным натяжением (и отчасти более быстрым стираем ладов под верхними стальными струнами). Действительно, некоторые стальные струны могут оторвать струнодержатель классической гитары, и чем сильнее их натяжение, тем скорее. Но разве все стальные струны имеют одинаковое натяжение, или все синтетические - нейлон/карбон? Обратимся к фактам: суммарное натяжение комплектов синтетических струн находится в пределах 32-50кг, а стальных 40-100кг. То есть в диапазоне от 40 до 50 кг легкие стальные и тяжелые нейлоновые струны пересекается. Если инструмент может выдержать сверхтяжелые нейлоновые струны, то и со сверхлегкой сталью проблем также не будет, хотя звучание станет другим за счет изменения свойств используемых материалов.
Также замечу, что в продаже сегодня можно найти гитарные струны на стальном тросике, которые анонсируются производителями именно как струны для классической гитары. Конечно, у тросика несколько другие свойства, чем у монолитной стали, однако это все та же почти не тянущаяся сталь (1% удлинения до разрыва), а отнюдь не пластичная синтетика нейлон/карбон (20-25% удлинения до разрыва).
Поэтому мнение о невозможности установки стальных струн на классическую гитару разделить не могу, и считаю, что будет правильней говорить об ограничении использования на классической гитаре любых типов струн, имеющих суммарное натяжение свыше 50 кг. Что касается более нежных мастеровых инструментов, то этот порог желательно снизить до 45 кг.
Что Вы можете сказать о применении струн на стальном тросике для классической гитары?
Несмотря на то, что струны на стальном тросике уже несколько десятилетий с успехом применяются для смычковых инструментов, их применение для гитары началось сравнительно недавно. В России они впервые появились примерно в 2000 году и до сих пор гитаристы к ним относятся с настороженностью. Производители представляют их как струны для классической гитары из-за их относительной мягкости, однако установленные на инструмент они сразу поражают тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков. Это свойство стальной основы, несмотря на многожильность, никуда не девается. Пока даже в Москве и Питере эти струны встречаются редко - они все же слишком необычны, и достаточно дороги (что также не способствует росту их популярности). И хотя несколько раз я встречал эти струны на классических гитарах у бардов, для академических гитаристов их применение – чересчур смелый ход. Пожалуй это еще смелее, чем ставить карбон. Хотя, как знать – на струны тоже бывает мода, а она, как известно, капризна.
Мне должны привезти из Германии мастеровую гитару с увеличенной мензурой 664 мм, но знакомый мастер утверждает, что натяжение струн значительно вырастет и играть станет неудобно. Так ли это?
В последние годы многие западные гитарные лютьеры(мастера) тяготеют к увеличению мензур инструментов. Например, у современных испанских лютьеров мензуры гитар могут достигать 674 мм, причем традиционный размер мензуры 650 мм, являющийся сегодня фабричным стандартом, для них является нижним пределом.
Чтобы вычислить насколько вырастет натяжение струн при изменении мензуры с 650 до 674 мм разделим большее значение на меньшее и возведем полученное число в квадрат. В нашем случае рост натяжения составит (674/650)2=1,075 раза или +7,5%, что равносильно изменению натяжения при подъеме строя на ¼ тона, и, конечно, даже близко не является критичным. Что касается Вашего инструмента с мензурой 664мм, то здесь прирост натяжения и вовсе составит едва заметную величину в 4,4% и будет равносилен подъему строя 650мм гитары чуть более 1/8 тона. Так что привет «мастеру».
И кто только придумал в России название этой профессии?! Во всем мире людей делающих и ремонтирующих струнные инструменты называют со Средних веков либо "лютник" (luthier англ. lutherie фр.), т.е. человек, делающий лютни, либо "изготовитель гитар" (guitar maker, guitar builder), что вполне логично. Мастер - это не профессия, а звание, которое еще нужно заслужить многолетним высоким качеством работы и уровнем знаний. У нас же любой дилетант, отремонтировавший, а тем более сделавший один инструмент, уже "гитарный мастер"! 
Я хотел бы поменять строй на гитаре, но боюсь порвать струны, что можете посоветовать?
Как Вы понимаете, с понижением строя никаких проблем с жизнестойкостью струн не будет, а вот с повышением их не избежать. Если Вы все же затеяли это дело, то примите во внимание следующее: в идеале под любой строй и мензуру необходимо рассчитывать и изготавливать специальные струны и классическая гитара здесь не исключение. Давать рекомендации по возможному подъему строя, не зная ни его, ни мензуры инструмента, сложно, хотя, для нормальной мензуры 650мм повышение в пределах тона для самих струн не очень критично. Хуже другое - с каждым полутоном натяжение любой струны возрастает на 12%, в связи с чем, есть риск со временем деформировать сам инструмент, особенно нежный мастеровой. Суммарное натяжение выпускаемых производителями типов струн классической гитары может колебаться в диапазоне 32-50кг., и для нанесения меньшего ущерба инструменту струны легкого/нормального натяжения поднимать по строю менее рискованно, чем сверхсильного. Также необходимо учесть, что самое большое натяжение испытывает первая струна комплекта, и ее перетяжка наименее желательна.
В случае, если Ваш инструмент маломензурный, можно безопасно поднимать натяжение всего комплекта на количество полутонов, которое соответствует разнице в как бы недостающих ладах по сравнению с инструментом, имеющим мензуру 650мм.
Можно ли ставить струны от 7-ми струнной гитары на 6-ти струнную, выбросив одну из струн?
Можно, если комплект струн предназначен для "американского"/бразильского строя E-B-G-D-A-E-B. В этом случае просто не нужно ставить 7-ю струну, рассчитанную на настройку в СИ. Если же струны сделаны под "русский строй" соль-мажор D-B-G-D-B-G-D, то так поступать нежелательно, главным образом потому, что на настроенных не в свой тон струнах играть будет не очень комфортно - будут ощущаться провалы в громкости и жесткости соседних струн, так как разница в настройке на 1 тон меняет силу продольного натяжения струны на 26%. При длительной выдержке с перетяжкой, гриф или сам инструмент, особенно нежный дорогой, может через какое-то время деформироваться. Хорошая гитара спроектирована под определенное сопротивление давлению струн, и нарушать баланс сил рискованно.
 
Для сравнения выкладываю частоты настройки разных гитар:


6-струнная гитара "Американская"/"Бразильская"
7-струнная гитара
"Русская" 7-струнная гитара
  1. ми - 329,6 Гц
  2. си - 246,9 Гц
  3. соль - 196 Гц
  4. ре - 146,8 Гц
  5. ля - 110 Гц
  6. ми - 82,4 Гц
  1. ми - 329,6 Гц
  2. си - 246,9 Гц
  3. соль - 196 Гц
  4. ре - 146,8 Гц
  5. ля - 110 Гц
  6. ми - 82,4 Гц
  7. си - 61,7 Гц
  1. ре - 293,7 Гц
  2. си - 246,9 Гц
  3. соль - 196 Гц
  4. ре - 146,8 Гц
  5. си - 123,5 Гц
  6. соль - 98 Гц
  7. ре - 73,4 Гц