Общие вопросы

Как часто нужно менять струны?
Это зависит от многих параметров – от времени их активной эксплуатации, индивидуальной манеры игры, состояния медиатора, состояния ладов, колков, формы прорезей в порожках (см. ниже), кислотности пота исполнителя и т.д. Солисты меняют комплект не реже раза в месяц, оркестранты через 3-6 месяцев. Лучше менять комплект целиком после нескольких месяцев интенсивной игры, особенно, если это струны с обмоткой. Даже если обмотка не пробита, стальной керн (основа струны) все равно получил достаточные усталостные нагрузки и вытянулся, витки забиты грязью и сплюснуты напротив ладов, т.е. тембр уже не тот. Культура обращения со струнами – это элемент общей культуры музыканта.
Какие признаки говорят о том, что струны пора поменять?
  • Ухудшение стройности, т.е. фальшь, вызванная разными причинами - усталостью керна, износом поверхности струн от постоянного контакта с пальцами музыканта, загрязнением межвитковых зазоров у струн с обмоткой.
  • Дряблый глухой звук, как признак растяжения обмотки и ее отход от керна.
  • Быстрое затухание флажолетов.
  • Медленная реакция струны на поворот колка.
В чем особенность струн Титанил?
Титанил - тип/разновидность нейлоновой лески, применяемой для трех первых струн классической гитары и струн МИ балалайки прима. Материал прозрачный, с сиреневатым оттенком, обладает той же плотностью что и нейлон 1,04 г/мм3, по яркости звучания превосходит бюджетный нейлон, но не дотягивает до карбона. Более дешев по сравнению с последним. Комплекты гитарных струн с титаниловыми "голосами" появились в России в 2009-2010 г.г.
Чем отличается звучание струн с обмоткой из фосфорной бронзы, латуни и меди?
Как латунь, так и бронза - медные сплавы: первая с цинком, вторая с оловом, возможно поэтому латунь часто называют бронзой, и разобраться в этой путанице сложно, да и не нужно. Фосфорная бронза широко применяется для производства пружин с антикоррозионными свойствами. Для струн это свойство очень важно, поскольку пот от пальцев способен разъедать металл обмотки. По сравнению с латунью, этот сплав лучше сопротивляется износу в местах соприкосновения с ладами и, обладая большей упругостью, несколько увеличивает длительность их звучания/педаль. Медь - более мягкий материал, ее применение оправдано лишь для басовых струн с толстой обмоткой или струн на синтетическом керне. При прочих равных, т.е. одинаковой конструкции и других физических параметрах, струны с медной обмоткой будут звучать более глубоко и чуть матово, латунь и фосфорная бронза – ярче и примерно одинаково, но бронза будет давать более длинную педаль, дольше прослужит и будет меньше пачкать пальцы.
Почему витые струны теряют тембр быстрее струн без обмотки?
Дело в том, что, во-первых, обмотка струн изготавливается из относительно мягких пластичных материалов и неизбежно заминается в местах соприкосновения с ладами (благодаря чему защищает сами лады от износа), что уплотняет витки в этих зонах и мешает струне совершать правильные колебания. Во-вторых, обмотка загрязняется при попадании пота от пальцев в межвитковые зазоры струны, постепенно делая звучание струн более глухим. В-третьих, со временем, вследствие колебаний, происходит постепенный отход обмотки от основы, и достаточно даже микроскопических величин, чтобы струна начала терять тембр. Однако, несмотря на все недостатки, отказаться от обмотки нельзя, поскольку звук "витой" струны более богат обертонами и воспринимается на слух как более красивый, гармоничный.
Почему струны, рассчитанные на определённую мензуру нельзя ставить на инструмент с другой мензурой?
Смотря, какова разница. В пределах 3% это не очень критично, но чем больше, тем хуже. Дело в том, что при проектировании струн производитель задает параметры нагрузки керна, ориентируясь на строй инструмента и длину стандартной мензуры. Если реальная мензура инструмента окажется значительно длиннее, керны струн будут испытывать повышенную нагрузку, понизится запас их прочности, вырастет риск обрыва, а звук станет зажатым, т.к. уменьшится чувствительность струн. Если же мензура будет заметно короче стандарта, то натяжение струн станет более слабым и их керны недополучат нагрузки, звучание станет более тихим и возрастет детонация - завышение тона при форсированном ударе (т.н. эффект «Вау»). К сожалению, универсальных струн не бывает - это, можно сказать, «закон физики». Против него существует только один прием – делать специальные струны для различных типов мензур. Так и поступают в отношении разномензурных гитар, смычковых альтов, ученических скрипок и виолончелей. Однако рассчитывать на то, что производители будут выпускать разнообразные типы струн для разных мензур относительно редких народных инструментов не приходится из-за низкой рентабельности такого производства.
Что дает струнам серебряное покрытие и почему оно так недолговечно?
Серебряное гальваническое покрытие медной проволоки имеет ряд достоинств: прекрасно смотрится, почти не тускнеет при хранении (в темноте) и не пачкает пальцы, как медные сплавы. Из-за того, что толщина серебряного слоя составляет очень небольшую величину (как правило, 0,002-0,004мм), а также из-за природной мягкости самого металла, от контакта с пальцами он довольно быстро истирается. Изготавливать гитарные струны с обмоткой из монолитного серебра очень дорого, хотя и такое изредка встречается, поэтому компромисс с микро-покрытием устраивает большинство музыкантов и производителей струн. Одна из важнейших функций покрытия – индикация износа струны. Так большой износ покрытия говорит о том, что струна долгое время была в работе, а, следовательно, утратила часть своих игровых и тембральных свойств и ее пора менять по причинам потери цилиндричности, чрезмерной "засаленности" от пота и грязи в межвитковых зонах и большой степенью сплющивания витков обмотки в местах контакта с ладами.Скорость истирания покрытия зависит и от его качества, а именно от плотности расположения молекул серебра на поверхности меди, которая определяется особенностями технологий производства посеребренной проволоки и может довольно сильно отличаться у разных моделей струн. Известны случаи, когда уже после нескольких минут игры на новых струнах, рыхлое серебро оставалось на подушечках пальцев левой руки (чаще наблюдается на китайских и корейских струнах), или даже отваливалось в отдельных местах от поверхности, что, безусловно, для струн недопустимо.
Насчет положительного влияния серебряного слоя на звучание струн могу сказать, что оно сильно преувеличено. Никаких заметных отличий по звучанию "серебряных" струн в сравнении с чисто медными не только не отмечено нами, но и ни в одном из каталогов ведущих мировых производителей струн об этом нет ни единого слова.
При каких условиях на стальных струнах возникает ржавчина, и как избежать ее появления?
Ржавчина на стали без покрытия, которая дает наиболее яркий звук, появляется при атмосферной влажности воздуха более 80%, и чем выше температура, тем быстрее. В таких условиях, если струны еще не установлены на инструмент, их лучше держать в плотно закрытой упаковке или обернутыми в пористую бумагу. Для предохранения струн на инструменте можно посоветовать протирать их после игры пленкообразующими средствами (например, силиконовой смазкой или специальным средством для струн, продающимся в музыкальных магазинах). Но лучше избегать игры при подобных атмосферных условиях, поскольку повышенная влажность наносит большой вред самому инструменту. Именно поэтому не рекомендуется зимой сразу вынимать инструмент из футляра в теплом помещении, когда на холодной поверхности мгновенно возникает конденсат. Профессионалы часто пользуются гигрометром (прибором для определения влажности), который кладется в футляр с инструментом. Очень полезная вещь!
Чем отличается бронзовая обмотка от латунной?
Как латунь, так и бронза - сплавы меди: первая с цинком, вторая с оловом, возможно поэтому латунь часто называют бронзой (особенно американцы), и разобраться в этой путанице сложно, да в общем и не нужно. Что касается фосфорной бронзы, то она помимо струн широко применяется для производства пружин с антикоррозионными свойствами. Для струн это свойство также важно, поскольку пот от пальцев способен разъедать металл обмотки. По сравнению с латунью, этот сплав лучше сопротивляется износу в местах соприкосновения с ладами и, обладая большей упругостью, не только придает звучанию струн своеобразный тембр, но и несколько увеличивает длительность их звучания.